Categories: Новости

Что они видят сквозь стенки… чемодана?

А вы знаете, как на экране монитора зала досмотра багажа выглядит ваше зарядное устройство? Или кошелек, сотовый телефон, авторучка?.. Оказывается, совсем не так, как мы себе это представляем. И чтобы научиться «распознавать» содержимое чемодана – надо посидеть за партой. А потом еще сдать экзамен…

Об этом наш корреспондент узнал, побывав на досмотровом терминале железнодорожного вокзала и посмотрев «изнутри», как он работает…

– А я говорю: не дам вам облучать мои продукты! –агрессивно настроенная бабуля схватила свою сумку с картошкой и остальным борщевым набором. Окружившие ее работники пункта уговорить не смогли. Но выход нашли: овощи выложили, проверили и женщину отпустили.

– Главное, быть спокойным в такой ситуации, – говорит старшая смены Галина Куликова, – и дать понять, что все равно багаж будет досмотрен. Особенно пассажиры возмущались и ворчали весной, в самом начале, когда мы открылись. Сейчас уже все привыкли и воспринимают досмотр как обычную меру безопасности. А с другой стороны, именно так, под видом несговорчивого пассажира, можно пронести взрывчатку…

Впрочем, все равно не пронести. Оборудование досмотрового пункта настроено на обнаружение взрывчатых веществ, наркотиков, наличие пороха и еще много чего другого. А операторы, досматривающие внутренности сумок через рентген, еще и смотрят, нет ли чего запрещенного.
Заглянули на мониторы и мы – и ничего не поняли. Какие-то кружочки, завиточки, палочки…

– Это – кошелек с монетами, – объясняет Мадина Расулова, – это – зарядное устройство, это – органика, в общем, ничего опасного.

Чтобы научить операторов видеть сквозь стенки (сумок и чемоданов), да еще понимать, что видишь, потребовалось несколько месяцев. Оказывается, это целая азбука, только состоит она не из букв, а из символов. На экране предметы отображаются по-своему. А как – это надо и выучить. Причем выучить «вид прямо», «вид сбоку» и так далее.

– Сами установки выполнены строго в соответствии с нормами безопасности санэпиднадзора, – рассказывает Галина Куликова. – Они абсолютно безопасны и для продуктов, и для фото и видео аппаратуры, и для человека. У оборудования, кстати, оно наше, российское, есть лицензии и сертификаты. Но кроме этого, периодически контролирующие организации замеряют излучение. Чтобы все было безопасно, заинтересованы в первую очередь сами сотрудники: их рабочий день ведь длится здесь 12 часов. Правда, работают операторы (в основном, молодые симпатичные девушки) по 20 минут. Потом – обязательный перерыв. Таким образом, одну установку обслуживает в смене четыре сотрудника.

Но реально ли предотвратить теракт или другую беду с помощью металлоискателя на входе? Ведь тот, кто решится на такое, все равно пойдет в обход. На перрон можно легко зайти и со стороны города, и со стороны рынка. А то и вообще сесть в поезд или в электричку по пути следования на одной из многочисленных станций, на которых, конечно же, нет никакого досмотра. Впрочем, мои сомнения пытаются развеять сотрудники транспортной полиции:

– На перроне и самом вокзале постоянно дежурят сотрудники, а у них глаз наметанный.Работает собака, которая натаскана на взрывчатые вещества. Мы не говорим о многочисленных видеокамерах на вокзале, которые выведены на мониторы ситуационного центра и нашей дежурной части.

Туапсе вошел в число 32 вокзалов, в которых должны были заработать с 1 апреля досмотровые пункты. За несколько месяцев работы рамки только на двух вокзалах – в Минводах и Махачкале – выявлено 200 единиц огнестрельного оружия.

У нас пока за все это время был обнаружен в чемодане один травматический пистолет. И хотя его владелец – житель столицы – предъявил разрешающие документы, на него все равно был составлен протокол – за ненадлежащее хранение оружия. Пистолет должен быть в кобуре!

А с чем еще не пустят на вокзал? Оказывается, точного перечня нет. Что именно нельзя проносить в поезд, определено правилами перевозки Федеральной пассажирской компании. Проводник не пустит ни с чем зловонным, пачкающим. Естественно, табу на взрывчатые, огнеопасные, легко воспламеняющиеся, отравляющие и другие опасные вещества. А так – можно все, даже нож, ведь он необходим в дороге.

И все равно, когда ставишь, на движущуюся ленту свою сумку и оператор начинает пристально что-то разглядывать, невольно начинаешь чувствовать себя неловко и вспоминать, а не засунул ли чего лишнего?

Published by
Карл Карпенко