Categories: Новости

История есть то, что было

Как важно для всех нас оказалось, что рядом жил человек, который посвятил жизнь сохранению исторической правды о нашем городе. Он всегда говорил, что в истории белых пятен быть не должно. И делал все, чтобы их ликвидировать. Им написаны (лично и в соавторстве) 26 книг. Первая – «Каратянский хребет» – стала уже раритетом.

Эдуард Пятигорский всю свою жизнь посвятил истории обороны Туапсе. Еще в советские времена все больше углублялся в тему, и тем ясней для него становилось: Туапсе незаслуженно отодвинут на второй план, битва за город смело по своему значению может быть приравнена к Сталинградской. Если бы защитники Туапсе дрогнули, исход войны был бы предрешен: турецкие войска стояли на границе в готовности…

В 1992 году он создает Центр краеведения, где подвижнически занимается исследовательской работой. Потом реализует давнишнюю мечту – основывает Музей обороны Туапсе.

– Время было непростое, – вспоминает почетный гражданин города, бывший мэр Туапсе Галина Алексеевна Джигун. – У меня голова болит о том, где взять деньги на выплаты пенсий, а тут приходит Пятигорский и говорит: «У нас проблема: расхождение по датам начала Туапсинской оборонительной операции!» Он никогда не просил повышения зарплаты или что-то для себя, хотя получал копейки. Но для дела мог и кулаком по столу стукнуть. Именно так, настойчиво и целеустремленно он создавал Музей обороны Туапсе. Сначала – в подвале горпарка, потом ему выделили здание в центре города. Он даже макеты для музея лепил поначалу сам! Всегда считавший Туапсе обойденным в почестях, он первым заявил о том, что Туапсе должен бороться за это звание – «Город воинской славы».

– Он буквально ворвался ко мне в кабинет с газетой в руках, где было сообщение об учреждении звания «Город воинской славы» – рассказывает Владимир Гончаренко, заместитель главы города по социальным вопросам 2000-2008 годов, – и с порога начал убеждать в необходимости подачи заявки. Потом нас поддержали в крае. И мы вышли на московский комитет по присвоению этого звания. И везде именно Эдуард Иосифович был тем, кто готовил необходимые исторические справки – и мы победили! Туапсе получил это звание одним из первых в России, 6 мая 2008 года.
Вскоре после этого Эдуарда Иосифовича не стало. Но умер он все-таки зная, что Туапсе пусть и запоздало, но получил историческое признание.

…В дни торжеств, посвященных 70-летию Туапсинской оборонительной операции, одним из главных мероприятий было открытие мемориальной доски в честь человека, который посвятил себя изучению этого небольшого, по меркам истории, но такого важного для туапсинцев отрезка времени.
Вспомним его и сегодня…

Из старых интервью с Эдуардом  Пятигорским

О выпавших «из обоймы»

В Туапсинской обороне еще много белых пятен. В том смысле, что почему-то фамилии многих героев не на слуху. Например, не попал в «обойму истории» генерал армии Алексей Иннокентьевич Антонов. В сорок втором он был начальником штаба Северо-Кавказского фронта. Именно он, находясь в Гизель-Дере (там и сейчас стоит памятный знак об этом), разработал план защиты Туапсе. Гениальный стратег. Потом его забрали в генштаб в Москву. По мнению военных историков, его вклад в статегическое планирование военных операций сопоставим с такими военачальниками как Жуков и Василевский. Но кто знает Антонова?

Все знают летчика Калараша, Героя Советского Союза, сбившего 11 самолетов. Его именем названы улицы во многих городах. И никто не знает летчика Евтихия Руденко, который не успел налетать много часов, потому что был тяжело ранен. Но в своем последнем бою он сбил семь вражеских самолетов! Можно только представить, что это был за бой…

Знаем ли мы нашего туапсинского Маресьева – подполковника Любимова? Уже без ног, на протезах, он принял командование авиаполком морской авиации. Есть у нас и свой Гастелло, направивший свой горящий самолет на колонну эсесовцев. Это Евгений Лаук.
История порой без всякого смысла покрывает забвением одно и высвечивает другое. Но пока мы чисто исторически далеко не ушли, не будем позволять забвению поглощать имена тех, кто защищал Туапсе.
Об ошибках

У нас одна из главных и любимых туапсинцами улиц Туапсе названа именем Галины Петровой. На мемориальной доске написано, что она защитница Туапсе. Тысячи туапсинсцев выросли с уверенностью, что так оно и есть. На самом деле, Галина Петрова никогда не воевала под Туапсе. И не была зенитчицей. Тем не менее, она – героическая личность. Это фронтовая медсестра. На ее руках умер герой Малой земли Цезарь Куников, чьим именем названа 6-я школа. После гибели героя Галина Петрова попросилась в десант, который должен был высадиться в Керчи. Погибла геройски – увлекла в атаку не сумевших подняться из окопов бойцов. Сама погибла…

Published by
Карл Карпенко