Categories: Новости

От Сталина до Пушкина

В парке некогда самой известной здравницы в Джубге «Центросоюз» приезжих поражает необычный памятник русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Он стоит на фоне корпуса, построенного в стиле сталинского ампира. Бюст поэта установлен на большом постаменте и сверкает  позолотой. «Золотой» Пушкин не всегда был золотым и прописался здесь не сразу. И занимает он, оказывается, не свой постамент!

– В 1953 году, когда строили этот корпус, кстати, первый из всех корпусов здравницы, перед ним поставили на хорошем таком постаменте памятник Сталину, –  рассказывает Лидия Глебовна Шевчук. – Мы в этом году как раз переехали в Джубгу, и я пошла в школу, в 8-й класс.

Это была главная площадь не только в здравнице, но и в Джубге. Возле Сталина проводили митинги, праздники. После смерти вождя, когда культ личности был развенчан,  Сталина быстренько убрали. А на его месте появился Ленин – вождь революции.

Казалось бы, какие претензии к Ленину, почему он исчез?

– Дело в том, – поясняет бывший библиотекарь здравницы Светлана Кузьмина, – памятник, который спешно приобрели на замену, оказался  маленьким и на большом постаменте выглядел смешно.  Приезжала комиссия из райкома партии и постановила: «Убрать!» Тем более, на территории здравницы это был уже третий Ленин. (Один стоял у клуба, второй вместе со Сталиным, сидящим на лавочке, – у пляжа).

Некоторое время постамент напротив корпуса пустовал. Там пытались установить вазу с цветами, но она не прижилась.

Наконец, решение нашлось: Пушкин! Александр Сергеевич прописался в здравнице в начале 60-х годов вместе со спортсменами и спортсменками, читающими девочками и другими парковыми скульптурами. Он скромно себе стоял в живописном зеленом уголке, как и подобает поэту и не думал о помпезности и золотом  сиянии. Но когда одиозный постамент перед корпусом уже стал мозолить глаза (постамент есть, а никакого памятника — нет!) в один момент его бюст оказался на высоком красивом постаменте.

Но в 90-х он был разрушен, а потом восстановлен студентами техникума, которые отдыхали в одном из корпусов бывшей здравницы, ставшим базой этого техникума. Пушкина выкрасили в золотой цвет и торжественно установили и даже провели по этому поводу праздник.

Вот судьба памятников!  Ни девушек с веслом, ни других спортсменов, ни двух Сталинов, ни всех трех Ленинов в Джубге уже давно не осталось. А Пушкин стоит.

А что? Он – наше все. Поэзия Александра Сергеевича вечна.

Published by
Светлана Светлова