Прорубивший окно в интернет

Дмитрий Морозов – первый туапсинец, попавший во всемирную паутину.

–Что ж вы не позвонили раньше? – ответил Дмитрий Владимирович. – Я только на прошлой неделе выбросил целую пачку бумаг (протоколов, запросов и так далее), касающихся этого события. Впрочем, приходите. Вспомним…

И мы пришли. Первый вопрос, естественно, о «сожженных рукописях».

– Прошло уже около двадцати лет. Документы исторической ценности не представляют. К тому же все они были для служебного пользования. И, честно говоря, не думал, что кому-то это интересно. Сейчас интернет настолько вошел в нашу жизнь, уже все как само собой разумеется…

– А ведь когда-то это было не так…

– В начале 90-х была только аналоговая связь – оглушительно стрекотала искателями центральная АТС, занимавшая целый этаж, отстреливался пулеметными очередями телетайпов телеграф, выплевывая в огромные корзины километры перфоленты, а междугородные звонки «давали» барышни на шнуровом коммутаторе. Я был еще студентом, Захар Кеворкович Аведисян, тогда – руководитель Туапсинского узла связи, предложил мне интересную работу инженера-программиста. Мало вообще кто понимал, что это такое. Я к тому времени уже немного разбирался, поэтому без колебаний перевелся на заочное и приступил к работе. Со временем в узле связи был создан отдел новых технологий.

…Здесь надо сделать небольшое отступление. Надо понимать, что это было за время. Страна полностью поменяла курс, всех сотрясают разные политические и внутренние события. Все отрасли стремительно теряют позиции по всем направлениям. Понятно: когда идет внутренний раздрай – не до созидания. Тем более, не до новых технологий. Только очень умные люди, которые смотрели вперед, могли в этих условиях работать на перспективу. Не случайно продвинутая «техническая» молодежь в те годы уезжала за границу. В России работы не было в этом направлении. И вот в Туапсинском узле связи создается отдел новых технологий. Телефонисты справочной службы «09» в начале 90-х уже не листают книги и справочники, а отвечают по подсказке компьютера. Одновременно с этим в офисы туапсинских предприятий пришли факсы и телексы, обеспечивающие международную документальную связь. Но передовая часть туапсинского бизнеса просто требует новых технологий. У нас же портовый город, поэтому в то время с зарубежными партнерами работало множество предприятий, а в деловом мире уже повсеместно использовалась электронная почта, поэтому ответом на возникший спрос появилась международная сеть «СПРИНТ», ставшая предвестником интернета.

– А кто был первыми клиентами?

– Конечно же, Туапсинский порт, судоремонтный завод, Туапсенефтепродукт, «Инфотек», «Интерсервис», другие известные предприятия. Но «СПРИНТ» еще был не интернет. Была возможность передавать только текстовые сообщения электронной почты. Работала сеть медленно.

– А в мире уже был интернет?

– Был, конечно. Далеко не везде и не в том виде, что сейчас. Тогда, в 90-х, это была скорее элитарная игрушка. Компьютеров у людей не было. Только у фирм и богатых – и то не у всех. Развлекательной и визуальной составляющей у интернета тоже не было. Если им пользуется рафинированная часть технической интеллигенции, то зачем «развлекалки»? Были научные сайты, технические, которыми мы и пользовались.

– Так вы все-таки имели доступ в настоящий интернет?

– Мы с коллегами очень настойчиво и долго пытались получить доступ к международной паутине. Тогда в Москве была только одна фирма, которая имела единственный международный канал выхода в интернет. Надо было через сеть «СПРИНТ» получить доступ к шлюзу-транслятору, который пропустил бы наши запросы за рубеж. Ни документов, ни информации о том, как работает этот шлюз, в нашем распоряжении не было. Испробованы сотни вариантов настроек, десятки программ. Скажу честно, потратили не один месяц, пока удалось найти телефонный контакт и заочно познакомиться со специалистами московской площадки, которые поделились нужной информацией о работе единственного шлюза. Тот день, когда появилась возможность выхода, вспоминается как вчерашний: на экране «распахнулось» окно настоящего интернета, и следом за этим моментом шок! От понимания того, что перед тобой открытый космос человеческих знаний, не имеющий границ. Посмотрел в окно (настоящее). Кстати, было 9 мая 1995 года. Город отмечал юбилей Победы. Беззаботно гуляющие по центру города туапсинцы не догадывались, что только что перевернулась очередная страница городской истории.
Ну и с тех пор интернет стал верным и незаменимым помощником в работе. Программное обеспечение, инструкции по установке аппаратуры, новое оборудование и многое, многое другое мы черпали оттуда в то время, когда больше нигде нельзя было добыть такой информации.

– Скажите, а почему нельзя было провести интернет всем?

– Каналов не было! На дворе была эпоха аналоговой связи. Это только кажется, что все виртуально, на самом деле современная связь обеспечивается реальными проложенными кабелями, установленным оборудованием, рассчитанным на передачу большого потока информации. Все это предстояло строить. Мы тогда могли получать информацию из интернета по кабелям для голосовой связи, а вот когда пришла «цифра», тогда все и пошло стремительно развиваться. Тогда в город пришла цифровая сотовая связь, и мы выпросили у них кусок цифрового канала.

– То есть как это?

– Ну, сотовики поделили канал между своими потребностями и нашими. В то же время узел связи начал развивать цифровую телефонизацию. Закупили станции, начали проводить оптоволокно и все такое. Опять-таки, Туапсинский узел связи был первым в крае, кто завершил замену аналоговых телефонных станций на цифровые. Все это говорит о провидческом даре его тогдашнего руководителя Захара Кеворковича Аведисяна, о том что в то время в его команде работали лучшие связисты края.
Ну, вот когда мы уже внедрили цифру – тогда и настало время интернета. Начался настоящий бум. Я всегда говорил, что связь – это дело обоюдное. Есть источник, есть приемник. Есть посредник. Когда все три составляющие находятся «на одной волне», тогда все и развивается, и получается. Так было и с интернетом – войдя в дома совершенно разных людей (от школьников до пенсионеров), он изменил их жизнь, а эти люди, которые влились в мировую паутину, изменили ее.

– Вас это не пугает? Когда-нибудь интернет поглотит мир.

– На заре кинематографа боялись, что кино тоже заменит мир. А когда книги начали печатать, многие вообще считали это богохульным делом. Это прогресс. А мы остаемся в том времени, в котором родились. Что-то нам уже не понятно, что-то мы не принимаем, но от нас это уже не зависит. Мир развивается так, как ему должно.

– Я слышала, что знак «@» не везде зовут собакой…

– Этот знак пришел в компьютерный мир из бухгалтерии. В рукописных записях у англичан было принято использовать его вместо выражения «по цене». Поэтому в компьютерных кругах он называется «эт». Ну а в повседневной речи прижилось название «собака». Кстати, в Германии «эт» называют «висящей обезьяной», в Греции – «маленькой уткой», в Дании – «хоботом слона».

– Чем вы сейчас занимаетесь?

– Готовимся к внедрению технологии мобильной связи четвертого поколения LTE. На подходе внутригородское оптоволоконное кольцо большой пропускной способности, которое будет в состоянии обеспечить потребности завтрашнего дня. Следующим этапом – установка оборудования базовых станций. В итоге туапсинцы получат возможность пользоваться интернетом с мобильных устройств повсеместно со скоростями, которые до сего времени могли предоставить только стационарные средства связи. Тут мы немного поотстали от Сочи, Новороссийска и Краснодара. И даже не поотстали, а просто у Ростелекома были на этот год другие приоритеты. Думаю, в следующем году эта технология заработает и в Туапсе.

– А есть что-то такое в технологиях, чего мы еще не знаем?

– Сегодня уже невозможно что-то утаить. Опять-таки благодаря и интернету. Любая новинка мгновенно становится известной. И мгновенно внедряется в жизнь. Помните, еще год-два назад технология 3-Д казалась чудом. Сейчас все кинотеатры ее используют. Дома у многих есть и телевизоры 3-Д, и очки. Кстати, скоро в продаже появятся интерактивные очки, которые станут нательным компьютером, заменив собой фото- и видеокамеру, мобильный телефон, навигатор и конечно же будут иметь постоянную связь с интернетом.

– А почему слово интернет все пишут с большой буквы?

– Это уже необязательно. Программисты подавали запросы в Академию наук не раз. Окончательный вердикт такой: в соответствии с практикой письма и решением Орфографической комиссии РАН предложены два варианта написания – с прописной и строчной буквы. Я лично пишу с маленькой…

29 октября 1969 года в 21:00 между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км – в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса и в Стэнфордском исследовательском институте – провели сеанс связи. Чарли Клайн пытался выполнить удалённое подключение из Лос-Анджелеса к компьютеру в Стэнфорде.
В первый раз удалось отправить всего три символа «LOG», после чего сеть перестала функционировать. LOG должно было быть словом LOGIN (команда входа в систему). В рабочее состояние систему вернули уже к 22:30, и следующая попытка оказалась успешной. Именно эту дату можно считать днём рождения интернета.

Published by
Карл Карпенко