Я левша – и это мое грозное оружие

Он вернулся! После полуторагодовалого перерыва туапсинец Юрий Трогиянов снова – чемпион! На только что завершившемся в Анапе очередном этапе Кубка мира по кикбоксингу он подтвердил в которой раз, что в легком весе ему нет равных. Юрий Трогиянов, занимаясь любительским кикбоксингом, завоевал все титулы, которые есть в спортивной карьере.

Среди юниоров – он был чемпион края, страны, Европы, мира, всемирных международных турниров. Перейдя в категорию «взрослых», он точно так же последовательно покорил все высшие ступеньки пьедестала, дойдя до высших – на чемпионате мира и Европы. Достигнув в любительском спорте всех высот (в 19 лет), Юра перешел в профессиональный спорт. Сейчас мастер спорта международного класса Юрий Трогиянов – известный в профессиональных кругах чемпион Европы и мира по кикбоксингу. И снова «король легкого веса» – гость редакции.

– Юра! А что тебя снова в любители потянуло? Ты же давно уже чемпион мира и Европы и выступаешь среди профессионалов…

– Мне надо было подтвердить, что я и через полтора года простоя – в форме и по-прежнему – «number one», как объявляют меня на ринге. Собрались более 1000 спортсменов из 25 стран. Я выступал в разделе «К-1», самый популярный в кикбоксинге. Почти треть заявленных спортсменов ушла в другие разделы, когда увидели меня. Я попал на три боя. Первый не состоялся – боец снялся. Второй был чемпион мира среди юниоров, но я его даже не заметил. Третьего, взрослого, переиграл тактически, ну и уложил двумя нокдаунами. Понимаете, после профессиональных боев, играть с любителями легко, мне даже перерывы не нужны – прыгаю у себя в углу, как на скакалке, и только жду, когда они закончатся. Больше, конечно, в любителях выступать не буду. Пусть молодежь идет в сборную, повышает свой разряд. Мне-то повышать уже нечего.

– Помнишь, когда ты доказал в Москве на «Боях чемпионов» в титульном бою с чемпионом мира из Сербии, что ты – сильнейший в мире кикбоксер (в своем весе), мы тебя спросили — что дальше? Ты сказал…

– … Можно начать все сначала – в другой весовой категории… И я сменил категорию. Теперь я 60 килограммов. Вот и снова выступаю в профессиональных боях. Кстати, последний такой в сентябре я выиграл.

– А чем отличаются любители от профессионалов?

– Любительский бой длится три раунда. Профессиональный – до 10 или 12. Не так просто выдержать! В любительских соревнованиях турнир идет по кругу, слабые выбывают из игры, сильнейшие борются за третье, второе и первые места. А в профессиональном бою – один соперник. До конца. А в остальном кикбоксинг тот же –та же техника, те же удары… Для меня это – искусство, как шахматы. Думаете, в бою выигрывает тот, кто сильнее или кто техникой лучше владеет? Нет! Тот, кто думает! Кто просчитывает свои технические приемы, на два-три хода вперед. Раньше и я молотил руками и ногами и думал, что это и есть кикбоксинг. А потом – включил голову и понял суть этой борьбы.

– А для самообороны?

– Несколько раз приходилось учить подлецов. Посмотрите на меня – я маленький, худенький, а обижать любят именно таких, у слабых телефоны отбирают. А я ненавижу, когда обижают слабых. И если видел, что на меня нарывается именно такой, – вырубал его. Пусть подумает.

– Какая твоя самая главная победа в жизни?

– Когда мне было лет восемь-девять. Это был Всероссийский турнир «Кубок Петра» в Таганроге. Она подействовала, как наркотик. Захотелось побеждать снова и снова. Выработалась воля к победе. Не победи я в первый раз, тогда, может, вообще разочаровался бы и ушел из кикбоксинга. А после той победы я никак не успокоюсь. Казалось бы, столько «золота», несколько поясов чемпионов, а я до сих пор горю желанием побеждать и на ринг выхожу, как тогда, в первый раз. А если смотреть глубже, то, наверное, самая главная моя победа – это то, что я не «зазвездил». Можно было задрать нос, загордиться. И был у меня момент, когда показалось, что я – лучше всех, и в подметки мне никто здесь не годится (за редким исключением). Но я вовремя пришел в себя. Сегодня я чемпион, а завтра – такой же, как и все. И, соответственно, ко мне будут относиться так же, как я относился к людям. Есть ценности поважнее титулов. Для меня важны отношения в семье, с друзьями, братом Олегом. Собственно, жизнь мне это очень наглядно и продемонстрировала.

– Ты вообще проигрывал?

– Очень редко. А самый тяжелый бой, как ни странно, тоже был не проигрышный. Я тогда был еще 17-летним, но только-только перешел из юниоров во взрослые. И мне попался такой реальный мужик! 30-летний боец, который был крупнее меня, выше и сильнее. На несколько категорий! Это сегодня я бы легко справился с такой проблемой, а тогда еще пацан – и вдруг выходит против меня здоровенный дядя.

– Но это же не по правилам?

– Что-то там организаторы намудрили. Помните, как в мультике? Прости, любимая, так получилось. Он меня отмутузил реально. Каждый удар – такая страшная боль, на мне живого места не было.
Но я оказался на два-три удара точнее. К тому же, я быстрей и левша. А это мое самое главное оружие. Все – правши. А у левши немного другие приемы. В общем, я того богатыря победил, но депресняк у меня был сильный. Я понял, что есть люди сильнее меня.

– А тренер Владимир Бурцев во время боя подсказывает тебе что-то?

– Всегда! Он ведет меня. Его голос – единственный – в тот момент я слышу всегда. Иногда мне кажется, я слышу даже его мысли. У нас с ним внутренняя духовная связь.

Нас с братом Олегом бабушка с мамой привели к нему, когда мы еще в школу не ходили. Тогда гремели другие воспитанники Владимира Эдуардовича – братья Тозлияны. Они на наших глазах стали чемпионами мира, Европы. Помню, я надевал их золотые медали себе на шею и спрашивал: «А когда у меня такие будут?» Прикладывал чемпионский пояс Артура (а пояс весит до 7 килограммов!) и говорил: «У меня будет такой же!» Когда перед глазами такой пример – это мощный стимул. В итоге мы с Олегом шли ровно, всех побеждали, и приходилось биться друг с другом. А это неприемлемо. Он сейчас занимается профессиональным боксом.

– Кикбоксинг – болевой вид спорта?

– Еще как болевой! Вот тот бой с сербским чемпионом я провел с трещиной в руке и травмированным позвоночником. Был момент, когда на ринге нерв защемило, и ноги просто отказали на какое-то время, пришлось руками работать. А вообще, когда ты занимаешься таким видом спорта, болевой порог снижается. Было всякое, однажды мышцы на ноге были так разорваны, что едва ноги не лишился – вся распухла, одна сплошная гематома, еле спасли. Впрочем… Жизнь круче, чем ринг. Бьет иногда так, что не сможешь и подняться…

– Что ты имеешь ввиду?

– Вы меня спросили – где я был полтора года? А я нигде не был! Не выступал элементарно потому, что не было материальной возможности тренироваться, питаться, как надо, ездить на соревнования. Надоело просить – плюнул. Ну и просидел. И, знаете, куда-то подевались все «друзья», все, кто был вокруг, когда был чемпионом. Многое переосмыслил. Еще раз понял, как важно для человека, когда у него есть семья. Мама, конечно. Ирина Александровна, мамочка дорогая, которая мне очень помогает и поддерживает во всем. Которую я ценю, которой дорожу, и ей я посвящаю все свои победы. Я живу с родителями, они работают, мама – в порту, папа – моряк. Наверное, трудно им жить со мной таким. Я же вредный! Все мне надо докопаться до истины. Не очень люблю компромиссы. А накануне боя – вообще невыносимый. Месяц веду себя, как настоящий эгоист. Готовлю себе и только для себя – что хочется, спать ложусь и требую тишины – когда хочу, мне обязательно надо, чтобы все белье было постирано, отглажено и, что называется, с иголочки, и ничто нигде не валялось… И так далее.

– Юра, по большому счету, для чего ты сейчас бьешься на ринге?

– Хочу своими победами добиться того, чтобы каждый знал, что такое кикбоксинг. Чтобы каждый чиновник помогал секциям спортивным – потому что добиваются-то многого! Мне хотелось бы иметь свое жилье, но это пока невозможно. У нас ведь к чемпионам относятся не так, как за границей. Тот бразилец, чемпион мира, который закончил свою карьеру и с которым я дрался, у себя на родине – герой, имеет от государства все. Он обласкан и ни в чем не нуждается. У нас пока все не так… Но даже не это главное. Мне лично всегда приятно слышать не свою фамилию, когда рефери поднимает после боя руку, а – «Россия. Туапсе».

Published by
Светлана Светлова