Кладовая - к такому сенсационному открытию пришли туапсинские ученые.
Дольмены – это просто древние кладовки! Такую гипотезу выдвинули туапсинские ученые. Они утверждают, что древнейшие мегалиты – это хранилища для продуктов древних людей. Как-то даже обидно стало...
Авторы идеи:
Сергей Сергин
Доктор географических наук, профессор филиала РГГМУ в г. Туапсе
Роман Земцов
Сотрудник Западно-Кавказского научного центра
Общеизвестная и доказанная, признанная учеными всего мира теория: дольмены – древние гробницы. И вот туапсинские ученые выдвинули другую идею – наши предки сооружали дольмены для хранения продуктов питания! Сотрудник Западно-Кавказского научного центра Роман Земцов впервые выступил с этой теорией на заседании Туапсинского отделения Русского географического общества. Другие ученые напряглись – и, честно говоря, мы тоже.
– Роман, почему вдруг такой неожиданный поворот в истории дольменов?
– Он не неожиданный. Исследователи, на мой взгляд, зациклились на «погребальных теориях». А мы с Сергеем Сергиным посмотрели на проблему под другим углом.
Исследователи, на мой взгляд, зациклились на «погребальных теориях»
– Сергей Яковлевич, как вы к этому пришли?
– Человек всегда должен есть. Для этого он должен иметь под рукой запас продовольствия. Сейчас мы решаем эту проблему с помощью холодильников, магазинов. Раньше люди сохраняли продукты в погребах.
– Люди могли жить охотой и собирательством?
– На первый взгляд, у создателей дольменов не было проблемы недостатка пищи. А как же в холодный период? В конце лета – начале осени природная среда «выкладывала» главные пищевые ценности года. Созревали каштан и различные орехи, груши. Плоды надо было быстро собрать и сохранять. Это было вопросом жизни и смерти. В холодное время, с дождями и снегом, охота вряд ли надёжно обеспечивала потребности людей.
– Ну да, в домах все это не сохранишь. Могло испортиться.
– Тем более, по мнению археологов, жилища в то время были простейшими, а отдельные наземные хранилища не спасали от животных и насекомых. Кроме того, в условиях влажного климата пища быстро портилась. Но жители знали о существовании плотного плитчатого камня. Мы полагаем, что со временем было найдено применение ему: строительство герметичных каменных хранилищ для продуктов питания.
– Но могли ли дольмены сохранять продукты, Сергей Яковлевич?
– Рассмотрим наше каменное хранилище. Оно должно защищать от дождя, мышей и енотов, а также быть долговечным. Дольмены идеально подходят под эти требования. Основание приподнято над почвой, что исключает влияние влаги. Верхняя плита (крыша) – цельная, без трещин и сквозных пустот. Она полностью перекрывает камеру хранилища и торцы стеновых плит. При тщательной подгонке плит, включая затирку стыков замазками, достигается защита от грызунов и насекомых.
Многие известные группы дольменов расположены в каштанниках. Если каштан умело хранить – он сохраняет все свои питательные качества. В дополнение к каштану, возле дольменов и сейчас можно найти фундук, буковые орешки. Плоды можно было собрать, высушить, а мясо, если было и таковое – засолить или провялить. И хранить все это в каменных «домах». Жилища людей, надо полагать, располагались около дольменов. Здесь пропитание распределялось между членами семей. При наличии хранилища семьи экономно расходовали пищевые ресурсы во все сезоны года. Дольмены были средоточием жизни. Около них располагались жаровни, устраивались семейные и родовые трапезы, шло общение людей. С играми и развлечениями. Человеку свойственно украшать свой быт, изображать защитные символы и сакральные знаки. Зачатки такого творчества имеются и в дольменной культуре.
Еще важный момент: теплоизолирующая роль крыши и стен. Они исключают поступление солнечной радиации в камеру кладовой. Там устанавливается температура, пониженная по сравнению с приземным воздухом. Сглаживаются суточные и годовые колебания температуры. Тем самым дольмен уподобляется погребу. Этот эффект следует обстоятельно изучить в будущем с помощью автономных датчиков температуры.
– Но как же объяснить мегалитическую культуру в целом? Ведь не только у нас обнаружены дольмены?
– Идея складывать из камня какие-либо строения слишком примитивна, чтобы не проявиться независимым образом в любую эпоху в любом районе мира. С изменением жизненного уклада нужда в них отпала. Каменные хранилища превращались в неолитическое наследие человека.
– Роман, вы полагаете, бронзовый век просто их «унаследовал»?
– Время возведения дольменов определяется археологами на основании радиоуглеродного анализа органических остатков в предметах, извлеченных из камер. Преобладают оценки времени в диапазоне 3500 – 1400 лет до н. э. Эти оценки не вызывают доверия, так как период обработки камня не определяется, а после своего использования дольмены были открыты для привнесения инородных предметов. Осматривая десятки построек, мы убедились в отсутствии бронзовых или железных креплений и даже вкраплений. На участках размещения дольменов встречаются каменные остроконечники, долота, фрагменты каменных топоров, плиты песчаника для заточки такого рода изделий. Это касается, например, долины р. Дедеркой. Следуя отмеченным сведениям, в период создания своих дольменов население Западного Кавказа находилось на стадии неолитической культуры. В последующие эпохи часть заброшенных каменных хранилищ находила некоторое применение. В литературе описаны случаи размещения на участках с дольменами крупных захоронений эпох бронзы и железа - курганов. Археологи отмечают, что предметы курганных погребений находятся поверх уже существовавших дольменов.
– Скажите, вы уже где-нибудь обнародовали эту идею?
– Несколько раз выступали с докладами в различных собраниях, в том числе и в региональном отделении Российского географического общества. Ученые и краеведы восприняли эту идею очень осторожно, если не сказать, «в штыки». Но так бывает со всем новым, особенно в науке. Идея, если она того стоит, должна быть достаточно сумасшедшей. Надо продолжать ее исследовать. Недавно, когда мы выступали с докладом в Туапсинском историко-краеведческом музее, кто-то вспомнил, что и сейчас жители аулов держат в старых дольменах запасы кукурузы, когда ее урожай слишком велик. Вот вам и ответ скептикам!