Добровольцы XXI века

Они не ангелы и не блаженные. Хотя многим кажутся либо теми либо другими, когда, бросая все, несутся на помощь. Волонтеры –они очень разные, но у них есть одна общая черта – потребность жить не только для себя, любимого, делать мир чуточку лучше, чище и добрее.

Волонтеры, а по-русски добровольцы, дают концерты в приютах, собирают деньги на лечение чужих детей, ухаживают в хосписах за чужими стариками. И пристраивают бездомных животных, брошенных кем-то, убирают чей-то мусор. Вместо того, чтобы заработать лишнюю копейку или отдохнуть, как будто отрабатывают чужие грехи. Зачем им это нужно, если никому, кроме них, не нужно? Может, это у них в крови?

Находиться с волонтерами радостно. Вместе с «кундировцами» – спортсменами и танцорами, которые занимаются в Туапсинском центре развития современной молодежной культуры и спорта, (это автономная некомерческая организация) мы приехали в Апшеронск, в Детский реабилитационный центр.
Ребята шутят и смеются, выгружая оборудование и припасы, дождь льет, в лужах разлетаются птицы с облаками…Из окон большого красного дома уже кто-то смотрит. Радостно!

Дом

Это – не детдом, и у всех здешних детей есть родители. Но сюда привозят малышей из семей риска, в которых детям оставаться «социально опасно».Если мамки-папки непутевые, но им дается время исправиться. Или забирают от родителей, которых жизнь загнала в тупик, но есть надежда выкрутиться. Рассчитан Апшеронский центр на пятьдесят детей, и он – базовый для черноморских городов, в том числе и Туапсе. Но сейчас наших деток здесь нет. А живут здесь и до полугода, а иногда и еще дольше. А дальше – или домой, если ситуация выправилась, или в приемную семью. Или в детдом.
Здесь краем созданы все условия. По-кубански крепкий, богатый дом, с детскими и спортивными площадками, весь в цветах, с трехцветной толстой кошкой возле поста серьезной охраны (охраняет тоже!). Все после капитального ремонта, уютные спальни, у девочек – покрывала с оборочками, красивая столовая, игровые комнаты. Вкусно пахнет недавним обедом.

– А нас покормят? – спрашивает худющий волонтер и звезда брейк-данса Арсений.

– Это мы приехали подкормить, – улыбаются ребята. Пока спасает шоколадка, и мы идем осваивать зрительный зал, готовиться к празднику. Ребята настраивают аппаратуру, сгружают на столы подарки – альбомы с карандашами и сладости, понятно, а вот мыло и зубные щетки-пасты… Но Степан и некоторые ребята здесь уже в третий раз, знают, что везти.

– Что вы, за туалетные принадлежности – отдельное спасибо! – говорит заместитель директора Светлана Анатольевна. – У детворы и девается все куда-то, и увозят с собой. Конечно, будут рады и конфеткам-печенькам-шоколадкам. Что хотелось бы получить от серьезного спонсора? (Это я спросила, вдруг кто тоже захочет помочь. Телефон Светланы Анатольевны – 8-861-52-25-086). Вы знаете, развивающие игры. Для любого возраста. Они, конечно, дорогие, но и деток к нам привозят запущенных. Иные тарелки и вилки видят впервые, не то что зубную щетку. Было, один с собакой в будке рос, какое уж там развитие… Учим говорить, умываться, ногти стричь. И играть, и книжки слушать, жить по-человечески. Да что там, вшей выводим, лишай!

И другими глазами смотришь и на детей, и на взрослых этого дома, и на сам дом. И доходит, зачем эти немодные оборочки в спальнях, и толстая заласканная кошка, и цветы на каждом углу, и десяток бантиков-резиночек в волосах малышек в первом ряду. Дать уют и заботу недолюбленным, недоласканным, дать покой и надежду, радость и уверенность. Дом.
Но чтобы потом расстаться, вернуть? Куда?

– Есть родители, которые берутся за ум. Есть дети, которые еще возвращаются к нам. А кто-то едет в приемную семью.
– Так, может, в приемной и лучше?
– А вы знаете, ка-а-ак они хотят домой, к маме!
– В какой дом, к какой маме? В будку?!
– А они хотят. Почти все. Не потому, что здесь плохо. А потому что там – мама…

… А маленький зал между тем уже полный. Очень ершистые подростки переговариваются между собой, но косятся на сцену, хохочущие почти взрослые девочки – опять между собой, настороженная троица чуть подросших малышей, угрюмый одинокий пацан, улыбающиеся крошки с хвостиками в первом ряду.
Степан Кундиров со своей доброй открытой улыбкой, – ведущий, он топит первый лед: «Как жаль, что дождь, а мы на улице хотели вам та-акое показать!Но и здесь так тепло и уютно» Объявляет первый номер, ребята –воркаутеры выходят на паркет перед сценой. Первое сальто – и первое объединяющее «А-а-ах!»

Степан и его команда

30-летний Степан Кундиров – личность в Туапсе известная. Центр молодежной культуры и спорта, которым он руководит, регулярно взрывает город нереальными фестивалями и соревнованиями, привлекая уже весь край и соседние области. Уличные танцы, опять же уличные виды спорта, названия которых, кажется, выучили все. Воркаут, паркур, слеклайн, а теперь и хайлайн,хип-хоп и брейк, – все, чем занимается Степан с молодежью, экстремально и учит не быть слабаком.

Это просто затягивает ребят своей уличностью и зрелищностью. Вызывающая, прямо наглая ловкость и сила движений и жестов, экстремальные прыжки, взрыв адреналина на перекладине, хождения по стропе над пропастью (страховка есть!). А на первый взгляд – такие же, как ты: в мешковатых штанах и толстовках, дурацких шапочках и кедах, видавших виды, но что творят! Только голые животы мелькают – опять, как у тебя и твоих друзей! – но не просто так, а во время сальто на брусьях или брейка на руках. И какие животы, – мышцы, кубики! И ты ведь так сможешь запросто, присоединяйся!

Потом выясняется, что за этим экстримом – тренировки до седьмого пота, режим, отказ от вредностей. И это ты узнаешь и поймешь, но будет поздно, ты уже попал.
«Попал» весь город. Сначала кундировцы сами оборудовали первую площадку для воркаута на пляже, теперь уже город построил такие в каждом микрорайоне. Ведь так здорово, когда молодежь идет в спорт, и уличные атлеты – это не пиво, сигареты и гаджеты, а волонтеры здорового образа жизни и побед.

Центр развития современной культуры и спорта получил уже два президентских гранта. И не только за это развитие, Степан Кундиров и его ребята открыли инклюзивную студию брейка для детей с синдромом Дауна и ДЦП, проводят праздники и мастер-классы для детей-инвалидов, на своих концертах на городской площади собирают для них деньги, выступают в хосписе, едут в детские дома. И еще они рассказывают о волонтерстве, о том, как можно жить и делать этот мир чуть лучше, добрее и чище в соцсетях и по телевидению, в газетах и на встречах с молодежью. И делают этим прививку неравнодушия, доброты и милосердия.

Нарисованное счастье

Ребята на сцене – Володя Мацко, Антон Кизь, Гриша Пономарев –крутили немыслимые сальто. А турник-то – перекладина на плечах у атлетов покрупнее! Эльвира Чаплыгина показывала свой хип-хоп, срывая стоны зависти у девочек, Никита Егоров, Тигран Туйлян и Арсений Чернов – брейк на руках, голове и вприсядку. А следом – хрустальный голос Ани Тимофеевой и песни Виктора Цоя, а потом еще хип-хоп, и сальто , и прыжки. И уже крепко объединяющие зал и артистов возгласы восхищения. И аплодисменты самому Степану Кундирову, показавшему в заключение высший класс и в танце, и в воркауте.

На очереди – мастер-класс. Сначала неуверенно, под настойчивые просьбы и выталкивания в спину, потом уже массово в круг выходят зрители. Мастер-класс начинается с разминки, и тут уже хозяева показывают подготовку. Хмурый пацан в красной майке отжался-то пятьдесят раз. А шкет, свитер в полосочку , и колесом ходить умеет, и на перекладине стойку. Одни – гордые, вторые удивленные, но все зажглись, из круга не уходят. И вот он, фирменный танец Степана, разучивается на раз-два-три, вернее, восемь-семь-шесть…Танцуют уже человек двадцать и как! Эх, времени бы побольше, и можно концерт давать. Радость, гордость, смех, потеют от старания, щечки раскраснелись. Старшие повторяют модные движения еще и еще, готовятся блеснуть на дискотеке. А малыши виснут на Степане, обнимают Аню Тимофееву. И вот – всем подарки за старание, потеплели взгляды воспитателей, даже солнце сквозь слезы дождя улыбается в окна. И дети вдруг несут подарки волонтерам. Рисунки, которые – когда успели нарисовать? подаренными карандашами.

Нарисованное счастье – мама рядом, дом и цветы, солнце и радуга. И они сами, танцующие с детьми, волонтеры, которые привезли им счастье. На один только день, но оно будет столько, сколько дети будут танцевать их общий танец. На один день, но оно будет столько, сколько будет волонтеров – из Сочи, Краснодара, самого Апшеронска. Но пока на один день. В Апшеронском центре говорят, что к ним приезжают очень редко, вспомнили только байкеров из Краснодара.

На один день?

Волонтерство сегодня только развивается, в провинции оно еще далеко не стало массовым явлением. И сколько же еще должно пройти лет, чтобы в тот же Апшеронск к детям, таким маленьким, но уже подранкам, счастье приезжало почаще? Неужели они так и вырастут без чего-то , что помогло бы и им, и нам? И другие дети, в больницах и приютах , трудные подростки, тоже так и вырастут, а старики в домах престарелых и хосписах – так и умрут.
Далеко не все в их жизни зависит от денег или от государства, или от родных, что как не родные. Порой участие волонтеров – это то, что им так необходимо и что они не могут получить в своем мирке – доброе слово, улыбку, маленький подарок, дружбу, поддержку. Господи, да счастье хотя бы на один бесконечный день. На целый день!

…Мы уезжали, потрясенные всеми этими открытиями и разговорами. «К этому все равно невозможно привыкнуть, – говорят Константин Якуба, Анна Серебренникова, Оксана Тимофеева – родители, а по-сути тоже волонтеры, ведь они были сегодня нашими водителями. – Как мало подчас требуется от тебя и как много это значит для кого-то».

 

Продолжение темы:

Резонанс – Доброта заразительна

Благотворительность и волонтерство идут рука об руку

Хочу делать добро

Мы вместе – и жить интереснее

Не стой в стороне, будь в центре!

Published by
Галина Пивненко