Помнить традиции и идти вперед!

В декабре 2017 года исполняется 25 лет акционерному обществу «Туапсинский морской торговый порт». Сегодня, завершая рубрику, посвященную этому, мы беседуем с летописцем Туапсинского порта,
его ветераном Германом Саловым. Он не только был участником создания предприятия новой формации, но и написал книгу о 100-летней истории порта.

– Герман Николаевич, ваша энциклопедическая книга об истории Туапсинского порта охватывает всю его столетнюю историю. А закончили вы ее главой о приватизации, о том, как акционировался порт. Получается, как в сказке: поженились Иван да Марья и стали жить-поживать. А ведь самое главное – дальнейшая их жизнь.
– Вы предлагаете написать мне книгу еще об этих двадцати годах? Порт достоин того, чтоб о нем писали книгу каждый год. А уж о таком сложном времени, начиная с 90-х… Приватизация произошла не сама по себе и даже не по желанию портовиков, просто в стране произошли перемены. Акционироваться велело правительство. Выпустили ваучеры, раздали их, на них можно было скупать целые предприятия, что и делали ловкие люди.(Кто знает, может, для этого в свое время и провернули аферу с ваучерами?) А портовики решили: сами выкупим свои акции на свои ваучеры.

– Откуда такая смелость?
– Да все оттуда же! История с приватизацией порта уходит корнями в 1989-1990 годы. Наш порт по независящим от нас причинам был выделен из состава Новороссийского порта, система Министерства морского флота СССР рухнула, потому что рухнул СССР. Порт Туапсе, по-моему, впервые в истории всех государственных портов тогда оказался в свободном экономическом плавании. Молодой энергичный грамотный начальник порта Олег Петрович Антонов сплотил вокруг себя специалистов, которые стали профессионалами в порту. Это Александр Сергеевич Габедава, Николай Яковлевич Сулыма, Дмитрий Александрович Стоянов, Фатима Мадиновна Нибо. Портовики стали сами, без посредников работать с разными государственными внешнеэкономическими объединениями. Получилось! Порт выдержал первые удары волн свободного плавания.
Когда через два года на уровне правительства было принято решение о приватизации морских торговых портов, на это решение повлиять никто не мог. Поэтому снова портовики были вынуждены все взять в свои руки. Как положено, мы зарегистрировали Устав акционерного общества «Туапсинский морской торговый порт» в администрации города. Через 30 дней порт выпустил 165548 акций по 1000 рублей за штуку. Четверть акций была привилегированной, то есть выпускались в счет доли уставного капитала, держателем которого был фонд имущества. Остальные имели право выкупить работники порта – было условие, что они должны не менее года проработать в порту и еще некоторые. В итоге Акционерное общество АО «ТМТП» стало единственным в России, учредителем которого являлось государство, потому что обладало 49 процентами акций, из которых 20 процентов были контрольным пакетом. Другим крупным пакетом владел сам коллектив. В руках 2 тысяч сотрудников порта было 45, 74 процента акций. Ни у кого из портовиков, включая руководителей, не было более 2 процентов акций. Как видите, все было демократично. Мало того, итоги приватизации подробно анализировались на специально созванной общепортовской конференции. Четыре часа портовики обсуждали ход и итоги приватизации и в конце концов приняли решение признать ее состоявшейся.

– Были ли ошибки в процессе приватизации?
– Наверное, но все они носили формальный характер. Если бы в 1992 году все были подкованными в этих вопросах и знали, как надо все делать… Портовики были первопроходцами. И кстати, первые пять лет, вопреки дичайшим экспериментам в экономике страны в форме шоковой терапии, в порту вели планомерную, социально ориентированную политику. А благодаря самоотверженной работе всего коллектива Туапсинский порт стал вторым в России по грузоперевозкам. И, что важно, по уровню доходов. Мы строили жилье, не просто помогали – содержали детские сады и подшефную школу, больницу моряков, как и сейчас –помогали ветеранам, семьям в трудных ситуациях, поддерживали спорт и культуру. И вдруг – бах! – порты выставляют на залоговый аукцион. Это с подачи некоторых «предпринимателей».

– Коха, Потанина….
– Порт отстояли. Олегу Петровичу Антонову вместе с коллегами из других портов и при поддержке министра транспорта Франка удалось доказать в правительстве недопустимость залоговых аукционов портов. В 1996 году новая беда: правительство края объявляет Туапсинский порт банкротом и готовит пакет акций к продаже! Юристы порта отчаянно сражаются с финансовыми олигархами и заинтересованными чиновниками в арбитражных судах и снова доказывают правоту! Какой мы банкрот, если ни разу не задерживали зарплату. Если исправно платим налоги во все уровни, являемся донором всех бюджетов?!

– Вы понимали смысл всех «наездов»?
– Конечно, ведь вставший на ноги акционированный порт –лакомый кусок. Потом все-таки наступил момент, когда держателями акций стали уже не портовики. Ход истории не переломишь, но предприятие-то сохранилось. Порт по-прежнему один из ведущих на юге России, развивается, и коллектив крепкий.

– Что вы пожелаете портовикам, теперь уже – работникам Акционерного общества?
– В этом году порт отмечает 25-летие акционирования. А в следующем – 120 лет со дня рождения! Как бы мы ни назывались, мы были портом и остаемся портом. Коллектив сумел в новых условиях выстоять, сохранить предприятие. Самое главное – помнить традиции, сохранять их, не забывать тех, кто строил порт, кто работал под бомбежками, кто трудился в предшествующие годы. Все это наши корни, которые держат нас на этой земле. Так же, как раньше мы завоевывали передовые знамена и первые места в соцсоревнованиях, и сегодня будем держать марку лучшего предприятия, будем дружными и честно работать!

Published by
Светлана Светлова