Categories: Новости

De omnibus dubitandum*

В путешествие с Симоном Кананитом нас приглашает краевед Герман Салов.

Статьи, связанные с историей, культурой и бытом наших предков всегда будят живой интерес наших читателей и получают много откликов. Так и публикация «Где ступала нога Симона Кананита» («ТВ» от 3 августа 2013 года), посвященная закладке часовни Симона Кананита в строящемся храмовом комплексе в Дзеберкое, вызвала интересный резонанс. Наш давний друг, краевед и автор многочисленных исторических очерков Герман Николаевич Салов представил на суд читателей свою точку зрения на вопросы: где же располагалась древняя Никопсия и ступала ли нога одного из двенадцати апостолов в наших краях?

Через века и страны

Теперь мы уже никогда не узнаем подлинной истории тех мест и стран, где письменности либо не было, либо она затерялась во тьме веков. Поэтому и слова «возможно», «предположительно», увы, мне придется употреблять куда чаще, чем хотелось бы. И все-таки, где же «ступала нога Симона Кананита»? И где находится эта спорная Никопсия?
Каноническими (законными) были признаны 4 Евангелия – от Луки, от Марка, от Матфея и от Иоанна. Согласно отображенным в них событиям, Иисус, которому в ту пору было 30 лет, собирает вокруг себя 12 учеников, также символизирующих 12 колен израильских, которые должны были стать вождями возрожденного «богоизбранного народа».
Матфей в своем Евангелии конкретно знакомит нас с именами 12 учеников Иисуса Христа. Симон, названный Петром, Андрей – брат Симона Петра, Иаков Зеведеев, Иоанн – брат Иакова Зеведеева, Матфей, Филипп, Варфоломей, Фома, Иаков Алфеев (Левий), Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит (Зелот) и Иуда Искариот. Из них нас интересует Симон Кананит (Зелот). Zelotai (ревнители). В переводе с греческого – каннаимы – самые решительные противники римского владычества и господствующих классов Иудеи. Поэтому, вероятно, есть основание принять Симона Кананита, названного не по городу Канн (правильно – Кана Галилейская), а по значению перевода слова «зелот». Об этом свидетельствует заявление Георгия Афонского: «И вот еще один из Двенадцати Святых Апостолов, назовем его Симоном Хананитом, погребен в нашей земле в Абхазии, в месте, которое зовется Никопсия».

Ближе к нашим местам

Первое соборное послание Святого Апостола Петра знакомит нас с районами проповеди христианства учениками Иисуса Христа: Вифания и Понт, Галатия, Каппадокия – все это Малая Азия, все это основные римские провинции. Единственно, можно предположить, что территориально в Понт входил юг Черноморского побережья Кавказа (Лазика, Колхида, Абхазия). Можно допустить, что ожидание прихода Царства Божия – это, прежде всего, освобождение от римского ига (или в том числе). Выше Питиунта (Пицунды) римское влияние не распространялось – там хозяйствовали пираты Митридата Шестого Евпатора, хотя христианство распространялось и там.
Что же касается мест, «где ступала нога Симона Кананита», (автор имеет в ввиду п. Новомихайловский) то это всего лишь теория, требующая доказательств, а далеко не аксиома.
Теперь о Никопсии. На вcех имеющихся у меня каталонских компасовых портоланах (картах) 1321, 1375 и 1497 годов между пунктами Savastopoli (Севастополь) и Pezonda (Пицунда) помещено слово Fiame nicofia, наиболее близкое к отождествлению как река Никосия. И нигде севернее Пицунды ничего похожего на слово Никосия нет. Иоганн Бларамберг в труде «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа» (1834 г.) пишет: «Никопсис – Фиум Никосийский, или Фиум Николо, на итальянских картах четырнадцатого века, где находился город Никосия, что на берегу Черного моря между Севастополем и Пицундой, на северо-западе Сухум-Кале». Там же: «Анакопир (древняя Анакопия или Никопсис) на берегу моря между речками Хапита и Согум-Кале».
А вот византийский император Константин Багрянородный в труде «Об управлении империей»: «За Таматархой (Тамань) в 18 или 20 милях (около 30 км) есть река по названию Укрух (Кубань), разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис, на которой находится крепость, одноименная реке, простирается страна Зихия. Ее протяженность 300 миль… Побережье от пределов Зихии, т.е. от реки Никопсиса, составляет страну Авасгию – вплоть до крепости Сотириуполя. Она простирается на 300 миль (около 445 км)». Отсюда следует, что Зихия и Авасгия вместе простираются на 600 миль (890 км). Современная лоция Черного моря протяжение восточного побережья от Керченского пролива до мыса Календер вдоль южного побережья Черного моря на 160 миль (296 км).
А куда же нас приведут 300 миль от реки Кубань до реки и крепости Никопсис? Где же южная граница Зихии? 300 миль или 240 миль (444,5 км) – современных. А это значит, что с допустимыми ошибкам, на юге страна Зихия имеет границу в районе Сухуми (Тамань – Сухуми = 420 км). И тогда остальные 300 миль (445 км) от реки Никопсис приведут нас к мысу Кале на южном побережье Черного моря, туда, где начиналась страна Авасгия у крепости Сотириуполя (на мысе Кале остатки большой разрушенной крепости).
Такова моя точка зрения на этот исторический вопрос. Что же касается места погребения Симона Кананита, то мнение о том, что оно находится в Абхазии (Новый Афон), наиболее единогласно.

Автор тысячу раз прав сказав, что о том, как было на самом деле, мы, увы, не узнаем никогда. Но прав и классик, говоря, что «да будет каждому по вере его». Симон Кананит – не просто апостол. Он – сводный брат Иисуса Христа, сын Иосифа-обручника. И считается он покровителем брака не случайно, ведь именно на его свадьбе Христос совершил чудо превращения воды в вино. Одна из версий кончины Симона Кананита – принятие мученической смерти (его распилили заживо) в 52 году н.э. в Абхазии, и в память об этом был установлен Ново-Афонский монастырь. Наши же земляки верят, что именно в наших местах Симон Кананит был распят на кресте. Главным же остается то, что святой помогает молящим его в любой точке света.

*De omnibus dubitandum (лат.) – подвергай все сомнению

Published by
Карл Карпенко