Categories: Новости

Пенсионный вопрос. Говорим о подробностях

Максим Топилин, министр труда и социальной защиты России, дал расширенное интервью журналистам по теме пенсионной реформы. Продолжая разговор, остановимся на вопросе нюансов, которые предусматривают предстоящие изменения в законодательстве.

Выдержка из интервью, опубликованном на портале «Кубанские новости»:

– Вы отметили, что главные бенефициары этих изменений – пенсионеры. Только неработающие или работающие в том числе?

– Это очень важное уточнение. Мы исходим из того, что правила остаются прежними: пенсии индексируются пенсионерам, которые не работают. Пока пенсионеры работают, прибавку получать, к сожалению, не будут. Когда они прекратят работу, их пенсия будет увеличена с учетом всех индексаций, которые были произведены за то время, когда они работали.

– Будет повышаться пенсионный возраст для льготников?

– Для тех, кто имеет право на льготное пенсионное обеспечение по спискам № 1, № 2 и малым спискам («Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»), то есть работающих во вредных и тяжелых условиях труда, ничего не меняется. Они будут выходить на пенсию в тех же возрастах и при наличии того же стажа.

Ничего не меняется и для тех, кто имеет право на пенсии, назначаемые по социальным мотивам. Это женщины, которые воспитали пятерых и более детей, те, кто воспитал ребенка-инвалида, ряд других категорий.

Ничего не меняется и для тех, кто относится к пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, – Чернобыль, Теча и другие.

Для педагогов, медиков и творческих работников требования к стажу остаются прежними – 15 – 30 лет в зависимости от категории. Получить досрочную пенсию они смогут несколько позже – так же, как будет отодвигаться пенсионный возраст. Отработать им на этом рабочем месте нужно столько, сколько сейчас, и спустя 8 лет они получат право на досрочную пенсию, и, как в случае повышения общеустановленного возраста, предлагается плавный переходный период.

– Почему для женщин пенсионный возраст предлагают повысить на большее количество лет, чем для мужчин?

– Практически во всех странах идет уравнивание пенсионных возрастов для мужчин и женщин. Основная причина в том, что, к счастью, женщины живут дольше. Это мировые тенденции. Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин у нас несколько выше. С одной стороны, чтобы ресурсы пошли на повышение пенсий, мы должны сблизить возрасты выхода на пенсию. С другой стороны, женщины несут гораздо большую семейную, домашнюю нагрузку. У нас есть определенные взгляды на этот вопрос, российские традиции, поэтому определенный разрыв должен сохраняться.

– Пенсионный возраст – это одно, а возраст утраты трудоспособности – совсем другое. Какой он сейчас в среднем?

– Пенсионная система развивалась из пенсий по инвалидности. У нас тоже есть пенсии по инвалидности, компенсации утраченного заработка в связи с утратой трудоспособности. Такие механизмы тоже присутствуют, когда в связи с состоянием здоровья конкретного человека фиксируется утрата трудоспособности и он получает компенсации из Фонда социального страхования или назначается пенсия по инвалидности. При этом человеку не запрещается работать. Раньше с 1-й группой инвалидности не всегда разрешали работать. Когда Россия ратифицировала Конвенцию ООН по правам инвалидов, мы отошли от этого правила. Любой человек даже при наличии самой тяжелой инвалидности не должен иметь ограничений. Трудиться – это его выбор, его возможности, его интеграция в общество. Когда были созданы развернутые пенсионные системы, мы перестали измерять состояние здоровья каждого человека с точки зрения права на получение пенсии, были установлены позиции по возрастам.

В старшем возрасте люди, конечно, больше болеют, имеют большие риски инвалидизации. Мы внимательно следим за этими цифрами. Да, подавляющее большинство инвалидов – люди старшего возраста, но нельзя сказать, что в 63 – 65 лет происходит резкий скачок. Значимый рост числа инвалидов фиксируется в возрасте от 70 лет и старше.

Published by
Андрей Иванов