Тюльпанная лихорадка в Греческом

От чего спасет мыло «Детское»? Зачем  тюльпановоду нужна кочерга? И при чем тут бодибилдинг и гинекология? Елена Кроливец из села Греческого ответила на все эти вопросы после того, как решила к 8 марта вырастить двадцать тысяч тюльпанов.

О запахе

А начинали мы с зеленого лука. И никогда лук не бросали. Можно сказать, он нас кормил и позволил нам накопить на тюльпаны. Вот два года назад первый урожай вырастили. И пока с тюльпанами этой зимой возились, о нем не забывали. Знаете, что самое сложное в луке? Запах. Вот он на грядке –зеленый, красивый  – и не пахнет. А срезать начнешь, чистить – и запашок пошел…Перчатки – бесполезно надевать. Я же чищу лук, а это ювелирная работа, тут надо аккуратненько  прилуковичный слой с пера снять, чтоб беленький стебель остался. Пальцы чувствуют – перчатки нет. Ну и отмывайся потом. Я вечером перед сном в душе отмываюсь. Что только не перепробовала. Все шампуни, все средства. А  убивает все запахи только одно – мыло «Детское»!

Стоять и не дышать

Почему, почему…. Для себя! Слушайте, пятеро детей. Никакой работы с зарплатой не хватит. Чтоб элементарно иметь свои свежие овощи и решили сначала с мужем поставить маленькую тепличку. А натолкнула нас на эту мысль… Кубань. Мы ездили за картошкой, продуктами закупаться и смотрим, у них в каждом дворе теплицы стоят. В каждом!

Короче, огурчики мы вырастили. И помидоры, кстати. Вот потом нам пришла идея лук на продажу попробовать. С ним возни меньше, чем с огурцами. Тоже ничего пошло. Как я этот лук продавала – отдельная песня. Сейчас о тюльпанах. Конечно, прежде чем начать, перечитали мы много, в интернете все изучили (но, как потом выяснили,  в интернете много глупостей пишут), нам повезло, мы нашли человека, который занимается луковицами и не боится  помогать таким как мы. Если бы не он, у нас бы ничего не получилось. Он живет в Белоречке, работает напрямую с фермерами Голландии, ездит на эти фестивали тюльпановые и о тюльпанах знает все. Павел Кучеров. Вот мы к нему приехали. Списались и приехали.

– Все у вас получится! – первое, что он сказал, улыбаясь и глядя на нас. Мы опешили. – Первый год у всех получается. Потому что вы будете стоять и не дышать  над каждым цветочком…

Сроки как у гинеколога

Все, что мы потом делали – это все его советы. Он нас огорошил: «Вы сейчас теплицу строите? (а мы  эту большую строили) В первую очередь надо строить холодильник!» Оказывается в  тюльпанном деле – холодильник – главный! Все сорта, и вся агротехника рассчитаны точно по дням. Опытный тюльпановод знает, сколько проходит дней с момента высадки луковицы до выгона и срезания. И тут  даже одним днем ошибиться нельзя. Все же растят к 8 марта. Он и должен вылезти 6 марта или 7 – крайний срок. А потом уже твои тюльпаны никому не будут нужны. Поэтому сроки в этом деле – как в акушерстве и гинекологии. Просчитаешься –прости, любимая, так получилось… А холодильник нужен для сдерживания. Павел, как в воду глядел, когда нам велел не теплицу форсировать, а холодильник: «Вдруг зима будет теплая, что будете делать, когда они попрут?!»

Он же нам сорта подбирал. Мы же понятия не имели. Я было заикнулась, что мне очень нравятся  красненькие, он тут же ответил: «Выбирать надо сорта не те, которые нравятся, а которые лучше покупают! Я вам сейчас дам по своему усмотрению, а вы, когда будете продавать, приглядывайтесь, что вашим туапсинцам больше по душе. Если, конечно потом не передумаете тюльпанами заниматься.»

Змеи и камни

Вот легко сказать – теплицу строили. Кредиты взяли я и муж, сварили, лотки под землю поставили. А землю где брать? Как говорила моя мама, Царство ей Небесное, в нашей земле, кроме змей и камней ничего нет. Точно. Что мы только не делали. Когда еще первая теплица была (маленькая), мы решили купить кубанскую землю. Привезли нам за 10 тысяч грузовик. 5 кубов. Хорошо, что на пробу взяли. Но это была не земля, не чернозем хваленый. Нас, дураков, дурят. Это черная глина. Котлован какой-нибудь рыли, и  заодно деньги сделали. Я потом специально смотрела, когда продавали так называемую землю –везде эта черная глина комьями. Ее намочишь, потом ком не разобьешь. Что мы только не делали: и с песком ее смешивали, и с опилками – без толку. Каждый ком тяпкой разбивали, чуть ли не руками перебирали. Потом решили землю из лесу носить – просеивали ее от камней. На очистных брали. Поэтому когда Павел нам сказал, что тюльпаны  в земле не выращивают – мы чуть не зарыдали от радости. Да, но как? Технология такова. Набираешь пластмассовых ящиков.  Набиваешь 7 сантиметров песком или опилками. И сажаешь туда луковицы. На песок уже денег не было. И мы давай эти опилки по всем лесопилкам собирать ездить. Время высадки луковиц нам было обозначено четкое – 13 ноября. У нас еще было время достроить в теплице печь, построить холодильник  и насобирать опилок!

Чтоб замучились насмерть

Вот еще деталь. Это понимаешь только, когда уже действовать начинаешь. Мы же серьезные, деловые, взялись за гуж, не говори, что не дюж. Когда выбирали ящики, а их надо было много, около сотни, мы набрали больших, основательных. И совсем не подумали, сколько они будут весить с сырыми опилками наполовину и луковицами. И сколько  раз за день нам эту сотню придется тягать. Так мы и  луковиц взяли не как все новички – две тысяч или уж четыре на пробу. Нам сразу двадцать тысяч подавай!

Помню, Павел, услышав нашу «заявку» усмехнулся так и  спрашивает:

– А как будете реализовывать?

– Не знаем…

Он так посмотрел на нас.

– А знаете, что, берите! Чтобы понять, как вырастить тюльпаны, надо пять тысяч луковиц. Чтобы понять, как продавать – двадцать пять. Все сразу поймете: и тюльпаны, и опт, и  упаковку и …замучаетесь насмерть!

Мы тогда посмеялись все вместе. И, наверное, это был наш последний смех за эти полгода.

Ничего личного и очень личное

На двести тысяч рублей закупили луковиц (Это при том, что самые дешевые). Привезли – кинулись покупать блоки для холодильника, утеплители, дверь, купили холодильную установку. И тут у нас закончился кредит! И мы поняли: все, остальное зависит от нас. А печник еще печь не сложил, увидел нас с ящиками, понял, что мы «тюльпанами занимаемся» и тут же цену за работу поднял, хотя договаривались раньше о другой. Делать нечего, согласились. Зима на носу, луковицы вот они, отступать некуда. Договорились   подождать до урожая. И крышу крыли в долг, спасибо одноклассник, хозяин магазина, выручил. Холодильник сами слепили из блоков. Мы тогда не знали, что за теплицы нам выдадут субсидии. Позже в администрации поселения нам все рассказали. Но субсидии мы будем оформлять потом, когда все выстроим, соберем чеки, подсчитаем расходы. В принципе, это неожиданная и хорошая помощь.

Кочерга вам в помощь!

Первая наша ошибка была, что мы луковицы в дом занесли. Их, двадцать тысяч надо было почистить от кроющей чешуи. Всей семьей, даже маленькая, пятилетняя  Вера пальчиком ковыряла, несколько дней чистили. Потом только узнали, что в тепло не надо было их заносить. Луковице надо не более плюс девять градусов. После – обрабатывали специальным химраствором от болезней. У соседей ванну брошенную попросили, развели раствор – а как такое количество промывать? В ящик, ящик в ванную, потом вытаскиваешь, сушишь. После первых десяти ящиков муж приспособился: две кочерги взял, ими как автопогрузчик ящик цеплял и опускал в ванную. Картинка была еще та! Ну а потом высадка началась.

Бодибилдинг

Высадили, выдохнули. А тут температура плюс пятнадцать градусов в декабре пошла! Мы эти ящики из теплицы  все в холодильник потащили. Вот он для чего нужен! Если б остались в тепле, луковица бы подумала: «О, тепло пошло! Надо расти!» И раньше времени бы выдала росток. А мы ее притормозили. В холоде влажность должна быть 90 процентов. Я специальный прибор купила, смотрим – влажность низкая, что делать? Снова эти ящики вытягиваем, поливаем, и снова в холодильник. А тут Павел нам говорит(мы постоянно консультировались): «А проверили дно? Надо не внешний слой опилок смотреть, а дно. Оно должно быть влажное!» Мы поковыряли: сухо! Снова все ящики вытащили, снова проливаем так, чтоб дно было мокрое – и обратно их в холодильник. В общем вот тогда-то порадовались, что посадили тюльпаны не в песок, а в опилки и решили, что  в следующий раз закупим ящики в два раза меньше. Зато бицепсы накачали!

Пролетели с Барселоной

Вторая ошибка – послушались советов из интернета. Павел нам на каждом сорте написал срок выгона. Это когда луковицу из холодильника в тепло заносить, чтобы  и пошел рост цветка. Смотрим, у всех сортов срок выгона -15 января. А у Барселоны -1 января. Мы ж такие «умные», думаем: «Ошибся Павел, описался, не 1, а 15, как у всех» До самого не дозвонились, давай в интернете спрашивать у тюльпановодов (у нас группа в «Одноклассниках») Нашелся один опытный, со стажем. «Вы что, с ума сошли?- пишет. – Барселону 15 января выносят!» Ну, мы и послушались. И в итоге мы ее собирали 15 марта, когда праздничный ажиотаж уже прошел. Она у меня до сих пор в холодильнике стоит. Оказывается, Барселона  – особенный поздний сорт, поэтому ее и выносить раньше надо других на полмесяца. Павел это знал и все четко нам расписал. А в интернете я советов больше не  прошу.

Упасть под забором

Самое «страшное» время – сбор урожая. То, ради чего ты все это затеял. А страшное оно потому что тютелька в тютельку совпадает с 8 марта, и эти три дня ты просто себе не принадлежишь. С пятого марта начинается ажиотаж. Я, конечно, подготовилась, как могла. Даже в рекламное агентство сходила. «Девочки, – говорю, – помогите мне  сделать так, чтобы все знали, что у меня тюльпаны!» И девчата помогли. Поздновато, сказали, я пришла, но я же в первый раз. Они мне быстренько флаеры напечатали. На заборе баннер повесили. В районной администрации с местом на рынке определились.(Управлению по сельскому хозяйству вообще отдельное спасибо за помощь и поддержку) Я готова была сама торговать и торговала! Едва-едва хватало всей нашей семьи, чтобы успевать срезать тюльпаны. Их вытягиваешь с луковицей, потом ножом луковицу отсекаешь, чистишь  стебелек. То есть, понимаете, определенный алгоритм действий. А  тебе надо к утру подготовить две тысячи цветов под заказ. Всю ночь мы с мужем режем тюльпаны, готовим букеты, сверяясь со списком. Упаковываем их! И поверите, в те дни, мы домой из теплицы не заходили. Нет, заходили и в чем были падали тут же замертво на несколько часов сна. С утра  у дома – очередь! Средняя дочка следила за малышкой, старшие дочь и сын помогали нам и в теплице и по дому. Они нам еду принесут, а нам все равно поесть некогда, так и стояли тарелки нетронутые.

А моя рекламная кампания «выстрелила!». Перед праздником как начали мне все звонить – заказывать букеты! А мы тут оказались совершенно неподготовленными! Это же целая наука. А я сначала на клочках бумаге, то там, то сям. Потом тетрадь завела. Звонки идут один за другим, имя не успеваю записывать. В общем, полный бардак. Приходит Иван, говорит: «Мне два букета, отдаем. Следом другой: «Я Иван, мне два букета!» Слава Богу,  можно было исправиться –тут же нарвав  цветов. А прямо перед праздником 7 марта дочка продала заказанные для большого предприятия пятьдесят букетов! Человек приехал вечером  на «Джипе», а у меня уже срезанных нет! «Как же так, я вам доверился, где я сейчас пятьдесят букетов найду?» Я говорю: «Не переживайте, я вам завтра к проходной в 7 утра привезу!» И всю ночь мы с Вовой резали и составляли букеты, в семь утра он привез меня к проходной, а сам умчался развозить другие заказы, и вот я стою, а ветрина, холод, дождь. А я уже ничего не соображаю, думаю: «Прилягу я тут, прикорну возле забора – сил не было!» Еще немного – и легла бы! Вот была бы картинка. Хорошо заказчик ждать не заставил, приехал, обрадовался, что не подвела!

Пытка оптом

Конечно, я хотела продать цветы оптом, поэтому заранее обошла все цветочные рынки и магазины, сказав, что у меня тюльпаны. По-разному встретили. Все дело в цене. Все интересовало, почем я буду торговать и продавать оптом. Я свои тюльпаны продавала по 30 рублей. Оптом готова была отдать по 25. В принципе, эта цена всех устраивала. Приехала ко мне домой хозяйка одного из цветочных магазинов. Посмотрела цветы в теплице, ахала: «Какая красота»!  Выбрала два ряда (каждый ряд – две тысячи цветов) и сказала «Это и это. К утру заберу!» Договорились с ценой, выдохнули и пошли резать. Четыре тысячи! К утру уже рук не чувствовали. Приехала, посмотрела. И говорит: «Эти две тысячи беру, а эти две – нет!» Я так и села! Это значит, что две тысячи тюльпанов –коту под хвост! Пытаюсь давить на совесть, мол, договаривались. Ответ категоричный, и цветок уже не нравится, и стебелек короткий и все остальное, хотя вчера об этом ни слова. И в конце: «Ну, если так уж хочешь, возьму по двадцать рублей!» Оказывается, так оптовики скидывают цены!  Ты уже срезал цветы, ты уже ничего не можешь сделать, ты полностью зависим. Ох, я разозлилась: «Нет, забирай свои две тысячи, а эти две я сама буду продавать!»  Мне сказали: «Ну, ну!» И уехали, а я села с нарезанными цветами и чуть не плачу. Но волновалась я зря! Весь день звонили, ехали  и шли люди, и я эти две тысячи продала!

Вечером хозяйка цветочного магазина звонит: «Срежь мне две тысячи еще!»…Ну, я ее послала…

Острое чувство счастья

Вы знаете, именно в эти безумные дни я и почувствовала себя счастливой. Не потому что затея наша с тюльпанами удалась. Я ощутила ни с чем не сравнимое удовольствие делать других людей счастливыми. Да еще так много! Такого необычного ощущения, эмоционального драйва  что ли, у меня еще не было. Во-первых, мои тюльпаны стоили дешевле. И это уже людей радовало.  Я еще  девочек в рекламном агентстве спрашивала: «Если будут скидки, поедут люди в Греческое за цветами?» Они мне сказали: «Мы бы поехали!» Ну и мы на напридумывали скидок. Например, школьникам. Так к нам целыми классами приезжали. Помню, мальчишечка пришел, заказал семь букетов девчонкам в классе и говорит: «А для мамы – отдельный и в два раза больше!» Я ему сделала, подсчитала. И у него еще осталось, он так обрадовался, удивился: «Тогда я маме еще смогу что-нибудь купить!»

Благодаря тому, что мы затеяли, я стольким людям, которых люблю и уважаю, цветов  принесла. Так бы, конечно, денег не хватило бы. А тут всем своим любимым воспитательницам (Верочка в детский сад ходит), учителям, бабулечкам, знакомым. Понимаете, я могу  подарить людям радость!

И еще я увидела, какая у нас прекрасная дружная семья, в эти безумно трудные дни мы  были единым целым. Никто не ныл, не психовал. Даже Верочка, которая очень скучает без мамы, терпела те несколько дней, когда мы буквально жили в теплице. Вова –  мой третий муж. И знаете, иногда я думаю, мне надо было дважды выйти замуж, чтобы понять, какой сейчас рядом со мной замечательный человек. В самые трудные минуты он говорил: «Зато ни у одного мужчины нет в телефоне столько фотографий тюльпанов!»

О детях и родителях

А еще эта тюльпанная лихорадка помогла мне сблизиться с родителями мужа. Они интеллигентные люди, всегда к нам доброжелательны и все такое, но когда мы решили рискнуть и вложили все деньги в луковицы и кредитов набрали, я чувствовала, они нас не понимали, переживали очень. Мама подключилась к нам на помощь на стадии сбора цветов, вместе с нами пережила это безумие, даже встала торговать у рынка – бывшая учительница! Мы стали лучше понимать друг друга. И дети мои открылись мне. Сын прибегал из школы – и шел в теплицу. Растапливал печь, обрабатывал лук. Мы, конечно, стимулировали его. Он копил на свои мальчишеские вещи, мы ему «платили» в день за работу в теплице по 50 рублей. А когда наступило время безденежья, а надо было достраивать теплицу, он все свое накопленное отдал нам. Одна из старших дочек живет в городе (она замужем), она моя главная помощница. Ездит к нам. А во время «жатвы» подключила и зятя. Средняя, Аллочка, смотрела за младшей, и за это ей спасибо.  В теплицу ее не очень-то заманишь. Но на 8 марта спрашивает: «Мама, а ты дашь мне тюльпаны для учителей?» А я ей: «Покупай!» Конечно, она понесла тюльпаны, думаю, несмотря на свой ершистый подростковый возраст, поняла, что стоит за желанием жить красиво.

…Недавно Вова скачал фильм «Джуманджи»(2017) и мы его посмотрели, и вдруг он мне говорит: «А ты знаешь, когда мы в последний раз смотрели кино? 20 декабря…» Это полгода назад!  Но об отдыхе и не мечтаем. Теплица-то должна себя окупать. Сейчас у меня зреет рассада помидор, ну и лук зеленый никто не отменял. Раньше, до тюльпанов, мы всегда говорили: «Зимой отдохнем!» А теперь и не знаю, когда он будет, этот отдых. Мы же еще и работаем! Каждый день на работу ходим. Только после работы нормальные люди – на диван, к телевизору, а мы – в теплицу!

Published by
Светлана Светлова