Его отношение к людям и родной земле – яркий пример того, как надо любить, работать, жить по совести. Каждый день, каждый час отдавать себя без остатка служению Отечеству, служению родному краю.
Простой сельский парень из станицы Пластуновской, он добился всего сам. Его отец погиб на фронте. Поэтому он рано повзрослел. Работать в колхозе начал еще до армии.
Дорогу в жизни Николай Игнатович проложил себе своей огромной работоспособностью и такой же огромной любовью к родной земле. Именно этой любовью он заряжал и увлекал за собой людей. Всех вокруг.
И, наверное, далеко не случайно именно он, человек от земли, взял на себя ответственность за управление краем в самые сложные годы. Когда вокруг все рушилось. Когда стремительно нищал народ. А страна была в шаге от гибели.
Кондратенко сумел остановить всеобщий развал. И создал прочный фундамент для новой жизни. Сегодня мы понимаем, что в каждом достижении края, в каждом новом урожае, в каждом рекорде, в каждой новой победе есть его вклад.
Он одним из первых в России, в самое сложное время обратился к народу. К его истокам. К православной вере. Потому что чувствовал – только в них наш духовный стержень и сила. Только так мы сможем, как говорил сам Кондратенко, «обрести себя и свои родовые корни».
В то время его народность высмеивали, критиковали на всех уровнях. Но чем больше его травили, тем больше он убеждался, что на правильном пути. Как истинный патриот, он не побоялся надеть красную казачью рубаху и начать возрождение кубанского казачества. Тогда в этом выборе он был одинок. Лишь спустя годы современники поняли, насколько Кондратенко был прав.
Кем бы он ни работал – председателем крайсовета, губернатором, депутатом Госдумы и представителем Кубани в Совете Федерации – для него не было ничего важнее интересов края, своих земляков. Просьбу простого сельского труженика он ставил вровень с первостепенными интересами государства. И потому для людей всегда был настоящим, честным, родным.
Николай Игнатович настолько близко к сердцу в полном смысле этого слова воспринимал все, чем живет страна, так переживал за ее судьбу, что и впрямь заболел.
Кондратенко никогда себя не щадил. Не обращал внимания на усталость и боль. И когда болезнь сразила этого могучего человека, эту глыбу – то об этом знали только его семья и самые близкие соратники. Он продолжал работать в полную силу. Постоянно встречался с людьми, ездил по краю и не уставал призывать земляков, всех, кто душой за Россию – к сплочению, духовной крепости и нравственному очищению.
До последнего дня Кондратенко всецело отдавал себя достижению главной цели – сохранению мира на Кубани и в России. Он не раз говорил, что единственное условие для этого – воспитание уважения друг к другу, сохранение многонационального уклада жизни и общая созидательная деятельность народов России. Поэтому его по праву считают кунаком, братом не только русские, но и украинцы, армяне, адыги – люди всех национальностей Кубани.
Даже в тот период, когда страну одурманило модное слово «суверенитет», он призывал всех к единению. В Совете Федерации Николай Игнатович активно развивал деловые и дружеские связи России со многими государствами, и в том числе с братским белорусским народом.
Он первым из политических деятелей поддержал общественное движение «За веру, Кубань и Отечество!». Потому что увидел в нем продолжение дела всей своей жизни.
«Нам надо преодолеть нашу неспособность к единению и ради спасения Отечества собрать в один кулак все наши силы, отбрасывая второстепенные разногласия, противоречия и дрязги. Мы должны возродить вытравленное из нас исконное стремление русских к соборности, возродить лучшие традиции казачества и сплотить его под единым знаменем наших предков», – так остро, прямо и смело говорил Кондратенко во время одной из последних встреч с кубанскими казаками. Так он думал и чувствовал.
И такой наказ оставил всем нам.
Кубань осиротела… Но Батька в нашем сердце навсегда.
Скорбим и помним.
Губернатор Кубани Александр Ткачев,
Председатель Законодательного Собрания Краснодарского края Владимир Бекетов