Categories: Новости

Стрелы Гименея и Цепь Плутона

Пятьдесят лет прошло с тех пор, как они встретились и поженились. А было это на Камчатке. Ныне Евгений Константинович – известный ученый-вулканолог, академик, писатель. А Ирина Борисовна – его верная супруга, соратница, которая вместе с ним прошла все – в прямом и переносном смысле. И даже Цепь Плутона – так называют вулканы Камчатки и Курильских островов. Выучилась на медсестру, была помощником санврача. Но профессия мужа «передалась» и ей. И вот она – инженер Института вулканологии РАН, секретарь Камчатского отдела географического общества СССР, бессменный секретарь Международных научных конференций в Туапсе.

А тогда – пятдесят лет прошло – подумать только! – он был начальником вулканической станции в поселке Ключи, она — выпускницей медучилища, робкой девочкой с Кавказа, присланной на край земли по распределению.

Встречать новый, 1964-й год молодые и веселые вулканологи пригласили девчат из местной больницы. «Вот как Новый год встретили, так всю жизнь и живем вместе!» – шутят теперь супруги. Вместе с мужем Ирина (и как жена, и как медик) десятки раз бывала в вулканических экспедициях — это когда жить приходилось в палатках близ бушующего исполина. На их памяти – и водное путешествие на шхуне к дальним вулканам, и на оленях они ездили, и на собачьих упряжках. Поднимались на сотни метров вверх пешком… Тридцать с лишним лет с Камчатки они уезжали только в отпуск – и то сердце рвалось обратно. Но пришло время уезжать, и Большой землей им стал Туапсе… Впрочем, и здесь они не успокоились: создали научное общество, организовали Международную конференцию по проблемам экологии и вулканизма. Так пролетели еще двадцать лет.

Из дневника Ирины Мархининой:

Лето 1973 года. Вместе с дочкой живем в маленьком домике экспедиции на берегу океана.
17 июня. Воскресенье. День выборов, с утра ходили голосовать. Начала мыть полы, вдруг начались сильные толчки. Выскочила во двор – земля колебалась. На телеграфных столбах раскачивались провода. Из соседнего двора что-то кричал Личкановский (сотрудник экспедиции). Завывала сирена – объявили «цунами». Надо брать документы и бежать на гору. Очень испугалась за дочку, которая с подругами пошла в кино, но девочек встретила по дороге. Пошли на гору. Там уже толпился народ. Люди смотрели в сторону океана. Сирена выла не переставая. Вдруг вода в тихой речке, которая спокойно протекала у подножия плоской годы, пошла вспять. В речку с океана потащило бревна, щепки, мусор. Гребень наступающей волны подхватил недоумевающих уток и потащил вверх по реке. Через некоторое время вода снова устремилась в океан, чтобы потом опять повернуть вспять. Так было несколько раз. Тревогу отменили через три часа. Землетрясение началось в 14 часов 55 минут и продолжалось минут десять, сила его была, вероятно, баллов 7.

18 июня. Трясло всю ночь. Сильно тряхнуло раз пятнадцать. Спали, не раздеваясь. Днем ходили в маршрут на источники за пробами воды. Как изменился их состав в результате землетрясений? 19 июня. Трясло и ночью, и днем. Начинаем к этому привыкать. Взяли пробы воды из горячих источников на северо-восточном склоне.

20, 21, 22, 23 июня. Продолжает трясти и днем, и ночью.

24 июня. Воскресенье. Помыла полы, а минут через сорок дом заходил-затрещал. Что-то упало в коридоре. Выбежали во двор. Земля колебалась в разных направлениях, а потом как бы заходила по кругу. У меня закружилась голова. Душераздирающе завыла сирена. Опять спасались на горе… Дул сильный холодный ветер.
Слабые, но ощутимые толчки продолжались до середины июля.

В полдень 14 июля земля загудела. Загрохотало. Над Тятей появилась черная туча. Засверкали молнии. С неба посыпались пепел, песок и камешки величиной с горошину. Началось извержение.

От редакции

…Это было знаменитое извержение вулкана Тятя на острове Кунашир. После которого и люди-то там не живут. Но и оно – только часть той жизни, которая объединила их навсегда – гордимся. Завидуем. Поздравляем!

_____

Всю Цепь Плутона я прошел от севера до юга.
И в том пути была со мной всегда моя подруга.
И на Шивелуч с ней ходил, и на Толбачик тоже.
И на вулканах с ней делил я полевое ложе…
Сопровождали нас в пути шторма, дожди и вьюги,
И было нелегко идти со мной моей подруге…
Нам путеводная звезда одна на небе светит.
С подругой вместе мы всегда шагаем по планете…

Published by
Светлана Светлова