Categories: Новости

Приматолог Валерий Чалян: стадо обезьян и человеческое общество очень похожи

Профессор Валерий Чалян 31 марта отметил юбилей. Ему - 80, и он по-прежнему один из ведущих приматологов страны.

Именно он пятьдесят лет назад проводил в Туапсинском районе эксперимент по адаптации павианов-гамадрилов к дикой природе Черноморского побережья.

В Туапсе до сих пор ходят легенды, что лес за селом Дедеркой – место, где «много-много диких обезьян». На самом деле так и было!

Доктор биологических наук, профессор, действительный член Российской академии естествознания Валерий Чалян — давний друг редакции газеты «Туапсинские вести». Так что мы знаем об эксперименте из первых уст.

Когда в начале 70-х годов крупнейшему советскому специалисту по приматам академику Борису Аркадьевичу Лапину, директору Сухумского заповедника, пришла в голову идея создать собственную, отечественную популяцию обезьян, Валерию Чаляну было немногим чуть больше тридцати.

В 1962 году он окончил Московскую сельскохозяйственную академию, зооинженерный факультет, а в 1973 году уже был перспективным ученым – кандидатом биологических наук. Ему-то и поручил академик практическую часть эксперимента.

18 интереснейших лет провел Чалян рядом с обезьянами в дикой природе. Практически ученые жили вместе с ними в стаде, неподалеку в вагончиках.

Во время многомесячных «вахт» в лесах они всегда неотступно следовали за стадом. Потому что только так можно было узнать модели поведения животных.

Опасно было! Ведь павианы-гамадрилы в Африке боятся только львов и леопарда. Даже слонам и носорогам уступают дорогу в последнюю минуту.

Они очень сильные — чтобы удержать взрослого самца, нужны четверо мужчин. У них внушительные клыки. У них и в Африке почти нет врагов. А уж в Туапсинском районе тем более!

Впрочем, из людей за время эксперимента никто не пострадал (несколько швов от укусов по недоразумению – не в счет). Зато сколько открытий сделано!

«То, что они ведут стадный образ жизни, мы знали, но очень плохо представляли себе их поведение в стаде, иерархию, отношения мать-взрослая дочь, мать-дитя, отношение внутри гарема, отношения между гаремами. Все это изучали”, – рассказывал Чалян.

Первое и важное: стадо со всеми присущими ему сложными взаимоотношениями возникает только на воле.

«Каждый взрослый самец имеет гарем из 5—7 самок, ядро семьи, в которую входят еще подростки и холостая молодежь. Когда несколько самцов дружат между собой, их семьи объединяются в клан.

Близкие родственники, особенно женщины, не теряют связи. Мать и дочь, даже будучи в разных гаремах, всегда защищают друг друга. Что касается отца, братьев, то тут многое зависит от обстоятельств: причины конфликта, личности обидчика да и других факторов. Похоже на людей, правда?

Детеныши, пока они черненькие – главные члены сообщества, вне зависимости от того, чьи они. Они рождаются абсолютно черными и первые два-три месяца такие. Пока они такие, им можно делать абсолютно все, хоть на голове у вожака прыгать, хоть пищу у него забрать, никто не смеет его обидеть, и даже вожак не отберет назад свой кусок, а это для него святое. Любая самка, проходящая мимо черненького, должна наклониться и сделать особое приветствие – типа нашего доброго «Утю-тю», то есть ласково заиграть с ним.

Как только малыши начинают менять окрас — все привилегии на этом заканчиваются. Иерархия такая, что если нарушишь – пострадаешь. Таким образом поддерживается порядок и дисциплина.

К примеру, самка, по иерархии стоящая ниже, обязательно проходя мимо самки, чей ранг выше, должна принять так называемую позу унижения. Все так делают — и тогда это никто не замечает.

Помните фильма «Кинд-дза-дза!»? Там надо было сказать при встрече «Ку!» и присесть. Это точно подсмотрено у обезьян, но наверное, и в человеческом сообществе не такие явные, но свои знаки иерархии тоже есть. Если какая-нибудь самка не «скажет КУ» – тут же поднимется крик, с нарушительницей «понятий» разберутся!

Только жестко выполняя неписанные законы, стая выживает. Нет никаких отступлений и исключений. Даже если вожак по какой-то причине обидит малыша – вся стая может восстать и изгнать беспредельщика.

Обо всем этом и о многом другом Валерий Гургенович Чалян рассказывал нам, когда мы ездили к нему в заповедник в селе Веселое Адлерского района, где он работал заместителем директора по научной работе НИИ медициинской приматолоогии РАМН. Он и сейчас там – заведующий лабораторией приматов. Куда ж без них — если вся жизнь им посвящена?
31 марта Валерий Чалян отметил 80-летний юбилей. «Туапсинские вести» желают ему здоровья и творческого долголетия.

Published by
Светлана Светлова