Академик РАН Сергей Недоспасов: «Вирус перестает распространяться, когда у большинства населения появляется иммунитет»
Завкафедрой иммунологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН Сергей Недоспасов в интервью «Парламентской газете» рассказал, почему сейчас в Москве начались исследования людей на антитела к коронавирусу.
То есть, везде в стране тестируют людей на вирус, а в Москве началась совсем иная работа. Оказывается, если мы будем знать, сколько среди нас людей, способных противостоять коронавирусу, от этого зависят и прогнозы на вторую волну вируса, и вообще на течение пандемии в целом.
Что же такое антитела и как они действуют на коронавирус? Если человек переболел какой-либо инфекционной болезнью, то у него остаются антитела именно к конкретному вирусу, ее вызвавшему. Это иммуноглобулины, белки в плазме крови, других тканях, которые распознают этот возбудитель и всегда, когда он проникает в организм, убивают его.
Так же и с коронавирусом. Антитела распознают его и со всех сторон прилипают к нему, лишая возможности двигаться, размножаться и так далее.
Так зачем же надо знать истинное количество обладателей этих антител, то есть — переболевших? Ученые считают, что без определения общего числа зараженных невозможно определить летальность вируса — его главную характеристику.
Сейчас в разных странах – разный процент летальности, и он колеблется от 2 процентов до десяти, а все потому, что невозможно учесть все категории больных – тех же «бессимптомников». В Китае первое время их вообще не брали в расчет, считая, что они не больны.
Позже выяснилось, что переболевшие коронавирусом бессимптомно также заражали других. Выявление бессимптомных переболевших по антителам позволит изучить динамику распространения болезни.
Ранее глава Роспотребнадзора Анна Попова говорила ТАСС: «Мы сейчас видим большое количество людей, у которых мы определяем вирус, но у них нет симптомов, 20% дают клинику, а 80% — не дают. Из общего количества пациентов, кого мы определили как инфицированных, 20-25% — люди, у которых нет симптомов совсем, и далее заболевание не развивается».
И науке пока неизвестно, почему у одних коронавирус протекает бессимптомно, а у других выдает клинику. «Возможно, бессимптомные больные имеют какой-то иммунитет», — говорит иммунолог.
Еще одна причина исследования: антитела вместе с плазмой ведь можно передать больным людям и тем самым помочь им выжить! Этот классический метод называется серотерапией, и за него дали первую Нобелевскую премию Эмилю фон Берингу в 1901 году. Сейчас в Москве объявлен сбор крови от тех, кто уже вылечился. Врачи говорят, что это работает.
Тест на антитела нужен и для того, чтобы знать – выработался ли в популяции коллективный иммунитет. Академик Сергей Недоспасов рассказал, что считается, если у большинства населения есть иммунитет к вирусу, он перестает распространяться. Эта так называемая «коллективная защита» — и для отдельно взятого человека без иммунитета – у него будет слишком мала вероятность встретиться с вирусом.
«Поголовное тестирование помогло бы составить полную картину эпидемии, но даже тестирование каких-то больших групп, например, медицинских работников, выздоровевших, пациентов с подозрением на коронавирус, будет огромным шагом вперёд», — считает иммунолог.
Но в то же время академик не торопится обольщаться насчет исследований на антитела.
По его мнению, тесты еще до конца не отлажены: «Антительный тест не позволяет определить, являются ли антитела нейтрализующими вирус, то есть защитными. Может такое быть, что они связывают вирус, но всё равно не мешают ему проникнуть в клетку.
Поэтому на каком-то этапе должен быть поставлен тест с самим коронавирусом. А это требует специальных условий и мер предосторожности, так как это — живой высокоинфекционный вирус. И в условиях эпидемии с каждым взятым тестом на антитела это проделывать не будешь.
К тому же требуются отдельные исследования, чтобы понять – сколько в нас будут жить эти антитела. Если это будут годы, то на это время человек и будет защищён от повторного заражения.»
Но пока этого никто не знает.
Поэтому на вопрос о второй волне эпидемии, будет ли она и будет ли так же сильна, Сергей Недоспасов ответил, что все зависит от особенностей вируса, особенности данной популяции и особенностей системы здравоохранения.
«Если нет профилактической вакцины, то вторая волна возможна. Но, вероятнее всего, она будет гораздо меньшего масштаба», — сказал академик.