Самое лучшее и первое средство от радиоактивной пыли на Земле - это сладкая кукурузная патока. Именно ее использовали в первые дни аварии для полива зараженных земель. Туапсинец Павел Петраков рассказал «Туапсинским вестям», как это было.
Павел Петраков в 1986 году работал на вертолетном заводе в Ростове ведущим инженером эксплуатационно-ремонтного отдела. С первых дней аварии (26 апреля 1986 года взорвался реактор четвертого энергоблока Чернобыльной АЭС) был привлечен на месте дорабатывать различные приспособления к вертолетам. Ведь грузы сбрасывались с вертолетов.
«Одной из первых работ стала рекультивация земли: снимали верхний слой и закапывали в специальные могильники. Но быстро это сделать было нельзя, а земля источала смертельную радиоактивную пыль. И насекомые в траве, садах, которых было великое множество, перелетая, заражали все вокруг. Поэтому было принято решение как можно быстрее обезопасить огромные пространства — до того, как туда подберется техника и начнет рекультивацию земель. Раньше такого опыта не было ни у кого, приходилось искать абсолютно нестандартные решения по всем вопросам. Кукурузная патока оказалась идеальным средством. Во-первых, она недорогая, во-вторых, ее было много (пищевая промышленность в СССР была хорошо развита), а в третьих, по своим физическим свойствам очень хорошо «справлялась» с задачей. Да и насекомые на сладкое липли. Патоку привозили в цистернах маши-нами, а распыляли ее специальными гребенками, которые разработали в конструкторском бюро Росвертола. «Сладкие» вертолеты поливали Чернобыль и город Припять первые месяцы после аварии,» – рассказал «Туапсинским вестям» Павел Петраков.
А реактор забрасывали специальной смесью, состоящей из свинца, песка, карбоната бора, и еще что-то было. Потом сверху на эту твердую смесь заливали липкую, тягучую смесь, чтобы «прибить» все это. Скидывали сначала каучук, потом липкий латекс, потом дошло до клея ПВХ.
«А мы приспосабливали к вертолетам специальные устройства, чтобы все это грузить. Для патоки приспособили специальную гребенку. К той же гребенке мы присоединили трубу с патрубками, по которым текла патока, присоединили насосы, которые ее качали. И вот с таким приспособлением наши вертолетчики летали над полями. Каучук сбрасывали прямо из бочек. То есть над реактором летчики открывали пробку (было приспособление) и выливали из бочки каучук или клей. Сухую свинцово-цементную смесь сыпали из ковшей, наподобие тех, которыми противопожарные вертолеты черпают воду. Эти ковши немного доработали, и в принципе, они сгодились», — рассказал Павел Петраков.
Всего за время ликвидации аварии было сброшено с вертолетов 11 400 тонн грузов.