Categories: Новости

Ответ на «Письмо из сорок второго»

Любой отклик, любая реакция на публикацию – дороги автору. Значит зацепило, значит не зря! А особенно дорого участие читателя, когда речь идет о делах давно минувших дней, о днях нашей воинской славы, о судьбах защитников Отечества. И вот такой повод радостного волнения дало письмо, пришедшее на нашу электронную почту, а вернее, «ответ» на наше «Письмо из сорок второго» («ТВ» от 22.04.2014 г.).

«Не оставила равнодушным статья «Письмо из сорок второго», опубликованная в «Туапсинских вестях». А поскольку я увлекаюсь историей Туапсинской оборонительной операции, решил провести, так сказать, «архивный поиск». И кое-что мне удалось выяснить о личности разыскиваемого солдата Павла Коробкина.

К сожалению, исходные данные для поиска были изначально немного неверны и не в полном объеме. Но имея информацию о времени и примерном районе боевых действий, выяснилось, что здесь воевали следующие подразделения Красной Армии: 26 полк НКВД (пограничники), 328 стрелковая дивизия, 32 гвардейская стрелковая дивизия. Изучив состав этих соединений, выяснил, что в составе 32 гвардейской стрелковой дивизии в районе ст. Навагинская – Шаумянский перевал воевал 85 гвардейский стрелковый полк. Из донесения о безвозвратных потерях этого полка и журнала боевых действий выяснилось, что «27 октября 1942 года в бою за высоту 475,8 гвардии красноармеец Коробкин Павел Степанович (Да, не всегда писари в штабах и военкоматах военного времени владели грамотой в совершенстве, да и опечатки были делом обычным, потому и написано в похоронке, о которой шла речь в предыдущей статье, «Каробка Павел Стефанович» – Оксана Смелая), 1923 года рождения, уроженец Орджоникидзевского края, Курсовского района, член ВЛКСМ был убит и похоронен там же».

А вот запись в журнале боевых действий 32 гвардейской стрелковой дивизии от 27 октября 1942 года: «Противник силами 229-ого полка систематически обстреливал наши позиции. Подразделения 85-ого ГВСП (гвардейский стрелковый полк), третьего батальона 781-ого Туркестанского легиона и 101-ого велоэскадрона перешли к обороне на рубеже: выс.475,8, восточнее надписи «р.Тук»; выс. 512,0. Артиллерия и минометы противника систематически обстреливали наши позиции. Подразделения 85 гвардейского стрелкового полка в целях улучшения своих позиций перешли наступление на вершину 475,8. В результате боя разгромлен штаб третьего батальона 229-ого полка. Уничтожено до двух рот пехоты.

Однако полк вершиной не овладел, так как противник успел сильно укрепить вершину и непрерывно подбрасывал свежие силы. По наблюдениям и итогам боя штаб дивизии определил, что противник при захвате выгодных рубежей выпускает на каждую высоту или рубеж не менее батальона, поддержанного сильным артиллерийским огнем. После овладения высотой силами всего батальона с привлечением саперных подразделений возводятся укрепления – ротные опорные пункты. Оставив гарнизон, остальные силы обычно отводятся на другие направления».

Высота 475,8 на сегодняшних картах обозначена как высота 474 и находится западнее от вершины Шаумянского перевала.
С уважением Владимир Власов, Туапсинский район».

Вот такую страницу Туапсинской оборонительной операции открыла история похоронки на красноармейца Павла Коробкина (теперь, когда восстановлено правильное имя, просто грех писать иначе). И мы искренне благодарны всем тем, кто откликнулся, кто включился в поиск – одним из первых позвонил с информацией по этому защитнику Туапсе наш давний друг, поисковик Сергей Челпанов, который совсем недавно вернулся с Вахты Памяти в тех местах, где воевал Павел Коробкин! Возможно, выяснится и место захоронения этого солдата. Так что есть еще белые страницы истории, которые нам еще предстоит заполнить…

Оксана Смелая

Published by
Карл Карпенко