Categories: Новости

Род Казбулета Напсо

В самом начале войны ушел защищать родную землю из села Цыпка отец пятерых детей Казбулет Напсо. И пропал без вести. Два солдатских «треугольника» – все, что осталось на память о нем в семье. Да и сама память, которая передавалась из поколения в поколение, благодаря которой спустя семьдесят лет внучка Казбулета Напсо разыскала среди миллиона судеб и историй историю своего деда.

– В вашей газете в 2005 году были опубликованы воспоминания моей тети Шафигат. Она рассказывала о том, как Казбулет Солохович успел только передать через односельчанина Цымбаленко, также призванного из Цыпки: «Еду на фронт, передай моим родным», – Нурет Мадиновна Хушт, внучка Казбулета Напсо показывает номер «Туапсинских вестей» за 29 января 2005 года, который ее семья бережно хранит уже без малого десять лет. – Что мы знали о нем? Только то, что был пулеметчиком, что пропал в одном из боев за Кавказ… Из моего окна видны вершины гор Семашхо и Два брата, и каждый раз сжимается сердце, глядя на них – ведь где-то там воевал дед, воевал за своих пятерых детей, за внуков, правнуков. А мы даже не знаем, где оборвался путь нашего защитника, когда.
«Помним, как отец по утрам заходил в нашу комнату, пританцовывая лезгинку, – читаем в воспоминаниях Шафигат Напсо. – А мы хохотали. Много разных игр и шуток было у него в запасе». Можно только представить, как не хватало детям потом этой отцовской ласки, заботы, поддержки! Но светлый его образ они навсегда сохранили в сердцах. «Знаем, сердцем чувствуем, что погиб наш отец геройски… Только не знаем, где и когда», – эти слова тети Шафигат стали для ее племянников и внуков путеводной звездой в поиске истории Казбулета Солоховича.

– Вышла я на сайт «Земля саксонская», «Военспец»… И выяснила, что дед 20 июля 1942 года попал в плен под Ростовом, оттуда был направлен в лагерь «Крымчук» на Украине, а затем – в концлагерь в Бранденбурге, – рассказывает Нурет Хушт. – Осталось его «дело» с фотокарточкой. С этого снимка на меня смотрел совсем другой человек – не тот красивый, статный горец в папахе, а измученный, но не сломленный человек в арестантской робе… Умер дедушка, согласно записям, 1 мая 1943 года от истощения.

Казбулет Солохович сажал каштаны и грецкий орех в Цыпке. Он построил дом. Он дал жизнь пятерым детям. И теперь его многочисленный род – сегодня это 17 внуков, 32 правнука и 12 праправнуков – знает день памяти своего героя. И 1 мая отныне будут собираться все вместе, под шумящими каштанами, посаженными более 70 лет назад Казбулетом Солоховичем Напсо.

Оксана Смелая

Published by
Карл Карпенко