Categories: Новости

Невыносимая легкость бытия

Ровно половину своего пенсионерского дня Дмитрий Малышев проводит в спортзале Дворца нефтяников. Три тренировки в неделю учит туапсинских мальчишек премудростям «железной игры», три раза сам истязает себя на помосте. Слово «истязает» довольно точно передает характер этого действа. Короткий и злой вскрик блинов – штанга взята на грудь, несколько десятков секунд немыслимого напряжения тяжелоатлета – до стона, до мучительного хрипа, когда 100- килограммовая штанга много раз невесомо взлетает над головой, и наконец, победный грохот обрушенного на помост металла. Бесчисленные швунги и становые тяги, подрывы и протяжки, жимы лежа и стоя – это же немыслимой красоты и пластики атлетический балет, сладкая каторга 73-летнего мужчины, не желающего становиться пенсионером.

Хотя героиня известного фильма говорит, что после 40 жизнь только начинается, на деле в этом возрасте у нас, туапсинцев, чаще начинается ожирение, гипертония и интимная близость с остеохондрозом. И это, к сожалению, роднит нас с большинством россиян. Врачи и мудрецы утверждают, что старость – это позже, чем мы думаем, но быстрее, чем ожидаем. И с этой грустной логикой жизни, кажется, не очень-то поспоришь, или не поспоришь?

Выход на пенсию – это как получение долгожданной квартиры. Когда проходят радости новоселья, начинаешь понимать, что эти пустые комнаты надо обживать – обставлять мебелью и заполнять новыми увлечениями, искать новые краски для тусклых стен и будней.

Пенсия – это не приговор, а возможность другой жизни. Сумей ей воспользоваться.

На прошлой неделе проводили на пенсию соседа по подъезду. В тостах за праздничным столом мрачного слова пенсия избегали. Заменяли гордым словосочетанием «заслуженный отдых», говорили, что теперь у него появилось, наконец-то, время. заняться собой, своим здоровьем. «Хватит, наломался на работе, теперь пусть другие…» Подарили ему тонометр и легкую тележку-помогайку, чтобы тяжелые сумки с базара не в руках носить.

Сегодня встречаю его у двери лифта.

– Лексеич, ты ж на 3 этаже живешь, чего лифтовое хозяйство собой загружаешь? – спрашиваю его.

– Так я ж на пенсии – отвечает сосед. – Не мальчик уже по ступенькам прыгать, здоровье теперь беречь нужно.

Я уверен, он будет беречь здоровье изо всех сил и до победного конца: еда покалорийней, таблетки по часам, послеобеденный сон обязателен, как святое причастие к пенсионерской благодати.

И вот когда я слышу или произношу сам слова пенсия, старость, мне как всегда суеверно хочется внутренним зрением увидеть как, рассекая мощным плечом толпу немощных и усталых людей, ко мне идет Малышев. Разворот просторных плеч, граненый торс, скульптурные мышцы которого просматриваются даже сквозь свитер, легчайшая походка человека, приседающего со 150-килограммой штангой. Он всегда ходит, будто ледокол. И люди на его фоне обычно выглядят усталыми, обрюзгшими и старыми, независимо от своего возраста. Такой уж человек Дмитрий Петрович Малышев…

– Заслуженный отдых? – иронично спросит он. – От чего? От своей молодости?

Старость всегда за левым плечом

Английскому историку Гартлингу удалось рассчитать примерную энергозатратность быта у людей разных веков. Феодала, чьим самым трудным делом было сесть на коня в полном рыцарском облачении. Крестьянина эпохи огораживания общинных земель. Луддита, воюющего с механизированными мануфактурами. Матроса с корабля Колумба.Оказалось, усилия по жизнеобеспечению себя любимого у нашего современника составляют всего лишь 16 процентов от бешеных усилий добыть ежедневный ломоть просяного хлеба у какого-нибудь вольного стрелка из Шервудского леса. За что и боролись!

Но всегда ли блага цивилизации – блага ?

По шкале Гартлинга энергоемкость избранного Малышевым в его 73 года образа жизни можно сравнить только с трудом раба в античных каменоломнях. Правда, до 73 лет рабы не доживали. Не удавалось или не хотели?

Я подозреваю, что формулу «Невыносимая легкость бытия» Малышев вывел задолго до появления знаменитого романа Милана Кундеры. И в этих словах нет и следа чешского юмора Кундеры, а только точность смертельного диагноза и непримиримое презрение и к амебному пенсионерскому бытию.

– Это из молодости воспоминание. Мой друг уехал на Север, чтобы на легковую машину заработать. Через два года приехал в отпуск, купил новенького «Москвича»», успел даже его обкатать. Уезжая, поставил машину на консервацию в теплый гараж. Вернуться ему удалось только через три года. Запуск своей «ласточки» он обставил торжественно: созвал друзей-спортсменов, машине приготовил качественный бензин, импортное масло, новый аккумулятор, людям – черную икру и шампанское. Вот только торжество было сорвано. После 3-летнего бездействия бензин и масло протекали через рассохшиеся прокладки, стартер «чихал» и не схватывал, мотор трясся в бессильной истерике. Даже железо не сумело выдержать 3 года бездействия… Шампанское мы все равно тогда выпили, но только тосты были о другом.. О смертельности гиподинамии, о старости, которая всегда стережет нас за левым плечом – стоит только залежаться на диване.

– Так уж и за левым плечом?

– А ты попробуй резко повернуть голову налево. Слышишь, хрустнуло ? Это соли в позвонках у тебя уже успели отложиться.

Соли из своего организма Дмитрий Петрович выводит с потом на тренировках.

Железное здоровье от стальной штанги

 Безопасно ли рекомендовать тяжелую атлетику как средство оздоровления? Вся эта апология телостроительства, мускулы, штанги под 100 килограммов весом –  разве это не удел исключительно молодости?

– Конечно, есть более проверенные методы реабилитации – медленный бег, велосипедные прогулки, занятия ОФП, наконец, – холерический Малышев на этот раз не взрывается потоком слов и аргументов. Этот вопрос ему часто задают, навык сдерживаться появился.

– Начну с того, что мы других путей к здоровью не отвергаем. Хочешь бегать – беги.

Однако проблему сгонки веса эффективно решают силовые нагрузки. Они позволят мягче подготовить сердце к повышенным нагрузкам. Ведь недаром же кардиологи называют развитую мускулатуру вторым сердцем.

Известен впечатляющий результат эксперимента, который в 10 лет назад начал профессор Софийского университета физкультуры Павел Добрев. В институте геронтологии он набрал группу пожилых людей с привычным комплексом возрастных болезней и начал с ними силовые тренировки. Принцип отбора упражнений – простота и отсутствие сильной нагрузки на позвоночник. Акцент на малые веса – 40-50 процентов от максимальных, и постепенность наращивания нагрузок. Документальный фильм о группе Добрева Дмитрий Петрович увидел на тренерских сборах .

Особенно впечатлила его история 85 – летнего Филиппа Ангелова. За два года до тренировок перенес инсульт. Пышный букет старческих болезней – гипертония. Атеросклероз, остеохондроз. На экране показывал чудеса выносливости. В висе на шведской стенке 80 раз поднял ноги до прямого угла. Тогда на сборах многие тренеры попробовали повторить результат – ни у кого не получилось.

А вот история Александра Генова. Когда-то он стал основателем тяжелой атлетики в Болгарии, но со временем штангу бросил и через 30 лет погрузнел, одряхлел. К моменту съемок ему было 77 лет и он выполнил тягу со штангой в 150 килограммов!

Рассказывая, профессор Добрев сам провел тренировку. За 40 минут он поднял 8 245 кг, а ведь ему тогда было уже 57 лет! Вот на экране он ставит на штангу 80 кг и жмет ее лежа 16 раз. Жмет резко, шумно выдыхая.

Эликсиров бессмертия не существует, но есть панацеи, которые одинаково эффективны для всех. И Малышев в Туапсинском районе не одинок в своих таких молодежных физкультурных увлечениях. Сергей Немцев, Виктор Балалаев – его товарищи и партнеры на тренировках, через несколько лет тоже станут пенсионерами. Но никогда не станут стариками.

Туапсе,пожалуй, единственный на Кубани город, где уже много лет проводятся соревнования по тяжелой атлетике среди ветеранов. Однако, к огорчению Малышева, с каждым годом снижается число участников. Притяжение дивана и телевизора оказывается мощнее зова молодости и тренировок.

Справедливости ради следует сказать, что атлетов в пожилом возрасте и на Кубани еще хватает. Малышев перечисляет знакомых ему энтузиастов из Горячего Ключа, Апшеронска, Геленджика, Новороссийска, Сочи. Однако в лучшем случае все эти непогасшие звезды забытых ныне тяжелоатлетических состязаний теперь тренируют молодых штангистов, и имеют возможность в свободное время контрабандой провести в спортзале личную тренировку. Чаще же вынуждены устраивать спортзал у себя дома, хотя не каждая жена потерпит в квартире станок для жима лежа и запах своего тяжело потренировавшегося мужа.

– Жаль, что оздоровительный эффект нагрузок с отягощениями на пожилых людей у нас до сих пор незаслуженно принижается – итожит Дмитрий Петрович. – Мускулы умеют благодарно откликаться на тренировки в любом возрасте. А развитые мышцы это прежде всего отменно стабильный обмен веществ. Это повышенная энергетика.Надежность основных систем тренированного организма, работать в режиме повышенных нагрузок. …

Дмитрий Петрович помолчал минуту, а потом добавил: «В конце концов, и не в мышцах дело, штанга – она силу духа у человека тренирует. На Кубани всегда считалось – старость у казака наступает, когда у него умирает отвага. Вот и не надо лишать себя возможности проверить ее наличие ….»

Получилось не очень ладно по форме, но по смыслу правильно.

Published by
Андрей Иванов