Туапсинский регион СКЖД – это 68 железнодорожных станций, 27 железнодорожных тоннелей, 100 железнодорожных переездов, более 630 мостов. В регионе трудится более семи тысяч железнодорожников. Локомотивный комплекс включает три депо: в Туапсе, Белореченске и Адлере
По станции Туапсе в 2020 году грузооборот составил почти 15 млн тонн. Предполагается увеличение грузооборота железнодорожным транспортом на более 9 млн тонн в год.
Туапсинское территориальное управление – самое молодое на СКЖД. Оно образовано в июле прошлого года. Возглавляет его потомственный железнодорожник с большим стажем и опытом Сергей Чеботарев.
Раньше на СКЖД было пять территориальных управлений. Однако инфраструктура Краснодарского территориального управления значительно приросла на 469,2 км путей и 5-ю новыми станциями (Тамань-Пассажирская, 22 км, Гречаная, Кирпили, Бейсужек). А к 2023 году запланировано завершение работ по развитию станции Новороссийск.
Кроме того, в районе Большого Сочи регулярно проводятся международные и межрегиональные форумы, деловые встречи. В Сочи сосредоточено более 50% всего курортного потенциала Краснодарского края.
Вот и появилась необходимость выделить Туапсинский регион в отдельное управление.
«Центр управления Туапсинским регионом находится в Туапсе, – рассказал Сергей Чеботарев, заместитель начальника СКЖД по Туапсинскому территориальному управлению. – Это сложилось исторически. Именно здесь располагается отдел инфраструктуры и центр организации работы железнодорожных станций. В Туапсе сохранено административное здание бывшего отделения железной дороги со всеми необходимыми коммуникациями. До 1997 года такое управление в Туапсе уже существовало. И, кстати, более ста лет назад именно здесь была построена первая на побережье железная дорога, называемая в народе «Туапсинкой».
Сергей Чеботарев рассказал о фактах истории: вопрос о строительстве железной дороги от Армавира на Туапсе поднимался несколько раз, начиная с 1875 года. Первоначальный проект этой линии был утвержден в 1903 году. Но из-за наступившего кризиса строительство не началось. И только 30 апреля 1909 года было основано «Общество Армавиро-Туапсинской железной дороги».
На равнинном участке строительные работы велись довольно быстро. В результате временное движение поездов от Армавира через Белореченскую до Майкопа открылось уже в конце 1910 года. Однако сооружение горного участка с тремя тоннелями затягивалось.
Строительство участка от Армавира до Туапсе с ответвлениями на Майкоп и Лабинскую было завершено в 1914 году и сдано в постоянную эксплуатацию в 1915 году.
В Туапсе даже сохранилось здание первого железнодорожного вокзала, в котором теперь размещается автовокзал.