Categories: Новости

Солдатский котелок и тайна казачьего рода

Во время поисковых раскопок в Терзияне разведгруппа военно-патриотического поискового клуба «Рубеж» в одном из окопов обнаружила именной солдатский котелок. Каждая находка всегда интересна. А эта к тому же вывела наших поисковиков на историю старинного казачьего рода…

— Удивительно, но в тех местах, в Терзияне, мы ведем поиск с 1992 года. И эта земля не перестает преподносить нам сюрпризы, – рассказывает заместитель руководителя ВППК «Рубеж» Сергей Челпанов. – Вот и этот котелок практически лежал на поверхности дна окопа. И сохранил четкую надпись: «Бальбуциев Н.А., Краснодарский край, Мостовской район, с. Мостовское». На этом рубеже обороны Туапсе героически сражалась 383-я шахтерская дивизия, мужество которой породило у врага почти суеверный страх. «Шахтеров и моряков в плен не брать», – таков был приказ немецкого командования. Вот, основываясь на имеющихся данных, мы начали поиск по базе данных «Мемориал». Можно преположить, что Бальбуциев Николай Александрович призывался из г.Шахтинск Ростовской области, погиб в ноябре 1942 года на местах боев, которые вела шахтерская дивизия. Его имя занесено в 13-й том Книги Памяти Ростовской области. Затем на сайте «Подвиг народа» нашлась информация о Бальбуциеве Олеге Николаевиче, который был награжден орденом Великой Отечественной войны в 1985 году, сыне защитника Туапсе.

Фамилия Бальбуциева всплыла и на сайте Дома-музея Марины Цветаевой. Там упомянуты братья Бальбуциевы – Олег Александрович и Владимир Александрович, оба попавшие на волне белой эмиграции во Францию. Об Олеге известно, что был он в чине хорунжего Кубанского казачьего войска, затем, уже за границей получил высшее образование инженера-геолога. Владимир, его брат, был есаулом Кубанского казачьего войска. А в период эмиграции вел активную общественную работу и сыграл большую роль в развитии парижских приходов Русской православной церкви. Оба брата умерли в 1963 году. Олег Бальбуциев вместе с супругой похоронен на русском кладбище в Париже – Сент-Женевьев-де-Буа. А Владимир Бальбуциев на кладбище в городе Безансон.

– Вот так судьба развела родных братьев сначала по разные стороны баррикад, а потом и по разным странам, – продолжает рассказа Сергей Челпанов. – Один – Николай – остался на Родине, отдал жизнь в боях под Туапсе. А Олег и Владимир прошли свой путь, несли свой крест… Но все-таки кровь родная – не водица. Например, сына своего Николай Александрович назвал в честь одного из своих братьев – Олег.

Интересен и еще один факт из истории казачьей династии Бальбуциевых. В 1855 году в станице Лабинской с Высочайшего соизволения Императорского Величества на деньги Войскового Правления Кубанского казачьего войска был открыт Свято-Никольский храм. А первым священником в нем был Илья Васильевич Бальбуциев, один из предков братьев Бальбуциевых, прошедших столь трагический жизненный путь.

– К счастью, у нас, поисковиков, всегда много волонтеров-помощников, – рассказывает Сергей Челпанов. – Вот и на этот раз, узнав историю защитника Туапсе, солдата знаменитой Шахтерской дивизии, к поиску подключились самые разные люди. И вот нашлась правнучка Николая Александровича – Жанна, которая в настоящее время с семьей проживает в Иркутске. Праправнуку защитника Туапсе – Руслану Бальбуциеву – двадцать один год, он – студент Санкт-Петербургского института культуры и искусства.

– Кто бы мог подумать, что найдется история моего погибшего прадеда! – голос Жанны звенит от волнения во время телефонного разговора с туапсинскими поисковиками. – Да еще и другая наша, казалось бы, навсегда отрубленная и потерянная ветвь, отыскалась…
И опять-таки, как не поверить в мистику кровных уз: откуда у девочки из кубанской станицы такое редкое для местных жителей французское имя – Жанна? А на фотографиях, сделанных в ее квартире, младшая дочь Жанны стоит в колыбельке на фоне… Эйфелевой башни! Фотографии Лувра, Нотр-Дам де Пари и других парижских жемчужин – повсюду!

– Вот так всю жизнь прожили, а о том, что наши родственники во Франции, не знали. Только благодаря туапсинским поисковикам узнали эту фамильную историю! – вот и все, что может сказать она по этому поводу. Мы же можем только домысливать, что тоска по Родине ее пращуров все-таки передалась ей через годы, через расстояния…

– Котелок с автографом Бальбуциева мы, конечно, передадим его наследникам, – говорит Сергей Челпанов. – Хотим пригласить их в Туапсе на празднование 70-летия Великой Победы. И сказать спасибо за подвиг их прадеда, отдавшего жизнь за туапсинскую землю, и торжественно передать этот котелок.

А еще по совету поисковиков из туапсинского «Рубежа» Жанна Бальбуциева решила отправить письмо в передачу «Жди меня», чтобы найти своих родных во Франции. Так что в этой истории мы ставим не точку, а многоточие.

Published by
Оксана Смелая