Categories: Новости

Владимир Крамник: Радость свидания с городом детства

Просто повезло – выдался денек между работой на чемпионате мира по шахматам в Сочи и запланированной встречей с губернатором Кубани Александром Ткачевым. И вот мы идем рядом по городу, где он родился и где начинался его шахматный Олимп. Сегодня Владимир – человек мира. Каждый его день расписан, как шахматная партия, по минутам. И даже в этот день он тоже четко следовал своему плану. Поэтому мы и воспользовались его прогулкой по центру города к морю, чтобы задать несколько вопросов.

[quote style=”boxed”]Владимир Крамник: В Норвегии было очень популярно такое шоу: камин, горит огонь, и люди смотрят на это часами. А шахматы – это что-то похожее, но даже немножко интереснее.[/quote]

– Что вы чувствуете, шагая по улицам, на которых выросли?

– Честно говоря, и сам еще не понял. Все так изменилось. Я то и дело спрашиваю брата Евгения: «Это что?». Но что-то осталось прежним. Например, я нафотографировал с утра мою родную шестую школу, просто хочется иметь эти фотографии.

– Вы были в Сочи на шахматном турнире. Ваши впечатления?

– От Сочи или от турнира?

– И то и другое…

– Сочи я потрясен. Давно не был, и не ожидал увидеть курорт настоящего европейского уровня. А цены – гораздо ниже. Если бы в Европе знали о таком чуде, уверен, ездили бы зимой на горнолыжный курорт именно сюда. Нужна реклама и прямые авиарейсы, и народ потянется…

Меня пригласили на этот чемпионат мира в том числе для того, чтобы комментировать некоторые партии в прямом эфире. Мне досталась шестая партия, как вы помните, в которой Ананд проиграл. Не просто проиграл матч, а потерпел крайне обидное и нелепое поражение. Партия получилась очень странной. Видимо, сказалось большое нервное напряжение. Потому что в один момент «зевнули» оба шахматиста. Это удивительно. Одной ошибкой на 26-м ходу Магнус фактически поставил себя в проигрышную ситуацию. Виши этого не заметил вовремя. Потом, наверное, он понял, что допустил ошибку, а это очень сложно пережить по ходу партии. Растерялся и плохо провёл остаток партии.

– Почему так произошло с Анандом?

– Я считаю – возраст. На самом деле это огромное напряжение. Его способен выдержать только сильный молодой организм. Вы обратили внимание, что чемпионы мира – новые, вырывающие корону, все молоды? Таким был и Гарри Каспаров, и в свое время, сейчас – Магнус Карлсен. Если в футболе или теннисе, например, ты можешь повести со счётом 3:0 и потом просто держать преимущество, то в шахматах это невозможно. Даже если ты будешь на протяжении шести часов обыгрывать соперника, но на седьмом часу допустишь маленькую ошибку, то проиграешь. Тот, кто способен сохранить свежесть головы к шестому часу, имеет колоссальное преимущество. Именно поэтому гроссмейстеру просто необходима хорошая физическая подготовка.

– На этом матче Магнус Карлсен отказался играть с компьютером. А вы в свое время бросили вызов машине.

– Дело не в том, что я смелый. Раньше еще был какой-то смысл бороться с электронным разумом. Сейчас программирование так ушло вперед, что если все гроссмейстеры сядут вместе – не переиграть. Все это понимают. Когда я играл, был момент эксперимента, интереса, сейчас уже все ясно.

– Такое впечатление, что все гроссмейстеры – ваши друзья, а не соперники?

– В целом, у нас очень доброжелательные отношения. В большинстве своём шахматисты – интеллектуалы, они способны контролировать свои эмоции. Хотя, конечно, когда люди отчаянно борются и проигрывают, то они злятся. Но лично у меня никогда не возникает каких-то отрицательных эмоций в подобных ситуациях. Я только собой недоволен какое-то время.

Соперник приходит обыграть меня, а я хочу одолеть его. Это игра, мы занимаемся общим делом, создаём партию, действуем сообща. У меня хорошие отношения с большинством игроков. Впервые мы играли с Карлсеном, когда ему было лет пятнадцать. После партии даже немножко анализировали вместе. Огромный талант был виден сразу. А самое главное – вот эта увлеченность, как ему всё было интересно! Я сразу понял, что это будет большой шахматист.

– Мы искали вас в соцсетях и с удивлением обнаружили, что вас там нет…

– Ни в одной социальной сети у меня нет аккаунтов. По принципиальным соображениям. Пока я могу этого не делать, я этого делать не буду.

– Детей уже научили играть в шахматы?

– Учу. Даша, дочка, с раннего детства таскает у меня фигурки с доски, которые я потом ищу по всей квартире. Она знает, понимает, чем я занимаюсь. Потихоньку начинаю учить с 4–5 лет, пора. А сынишке еще рано. В любом случае, даже если не окажется у них великих талантов, я считаю, что это полезно для каждого ребёнка.

…Владимир улыбнулся нам на прощание и направился к морю. С ним он хотел встретиться наедине.

Published by
Светлана Светлова