Categories: Новости

Днепрогэс… на елке и что петь Деду Морозу?

Как рекомендовали праздновать детские утренники в учебниках 1937 года.

Праздновать Новый год зимой и с елкой в нашей стране начали с легкой руки Петра Первого, по приказу которого нужно было «перестать дурить головы людям и считать новый год с первого января». Также требовалось в честь Нового года «учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор». Не случайно в царском приказе упоминались дети, ведь именно им предстояло впоследствии стать полноценными представителями новой страны, которую в те дни создавал великий самодержец.

В Советском Союзе в 1920 году власти поначалу запретили Новый год. Этот полюбившийся детьми и взрослыми праздник был назван буржуйским, религиозным и при этом провоцирующим людей на пьянство. Трудно себе представить, что первое января было рабочим днем, а за наряженную елку можно было дорого поплатиться. Но искоренить традицию празднования не удалось. Начиная с середины тридцатых на улицах страны снова официально появились нарядные елки, а на производствах начали выпускать елочные новогодние игрушки.

И, конечно же, вспомнили о детях. Праздник вошел даже в школы и детские сады. Но теперь никто не называл его религиозным, наоборот, Новый год стали использовать для воспитания советского гражданина. Интересно взглянуть на своеобразный «учебник» для педагогов по организации новогоднего праздника – «Елка: сборник статей и материалов». Он издан в 1937 году.

«Елка быстро вошла в быт и стала ярким праздником для нашей детворы», – говорится в книге. По словам автора, первые елки (в 1935 году) были устроены почти экспромтом, в 1936 году они были более подготовлены. «Недопустимым, старым и чуждым ассортиментом являются религиозные образы. Этого на нашей елке дети не увидят». Автор учебника рекомендует украшать елку образами «близкой современной тематики». Рассказывается, что в Комитет игрушки был представлен набор новых елочных украшений: «метро, Днепрогэс, светофор, нефтяной фонтан». «Для ребенка, – пишет автор, – будет приятно видеть на елке эти предметы».

Авторы книги рекомендуют тщательно продумывать концертно-развлекательную программу праздника. В противном случае возможны неприятные неожиданности. Например, «в детском саду на елке у 3–4-леток торжественно вошел Дед Мороз с палкой, запел песню «Не ветер бушует над бором» (из Некрасова) – шесть ребят расплакались». И подарка никто не хотел брать. Музыкальному сопровождению уделяется много внимания. А его высокий эстетический уровень может служить примером для современных организаторов праздников: для шага можно выбрать марш «Милитер» Шуберта, для бега очень хорош отрывок из «Юморески» Шумана, для прыжка – один из шести этюдов Паганини.

Многое из находок того времени взрослые используют и поныне, а слова автора одной из статей книги, что «новогодняя елка должна быть праздником радостного и счастливого детства», актуальны во все времена.

Published by
Карл Карпенко