Как справиться со штормом в 8 баллов, рассказал моряк-туапсинец

В ночь на 1 декабря на Туапсе обрушился ршквал с порывами до 35 м/с. Экс-помощник капитана Владимир Сакаев рассказал, что делают в таких случаях экипажи.


Сакаев руководит студией судомоделизма в Туапсе, а до этого бороздил моря и океаны, побывав неоднократно в штормовых рейсах.

«Шторм рано или поздно приходится пережить каждому моряку, – говорит Владимир Сакаев. – И, поверьте, нет таких, кто ни разу бы не пережил морскую болезнь. Но кто-то привыкает, находит свои способы справиться, а с кем-то она остается на всю жизнь, таких, впрочем, очень мало.

Самый первый шторм, в который я попал еще курсантом в начале 90-х годов, был на переходе из Находки в Пертопавловск-Камчатский. Представьте, вокруг — волны в восемь с половиной баллов, а вахты никто не отменяет.

Кстати, мне было легче переносить качку, когда что-то делал. Так, во время похода учебного на веслах, пока греб не укачивался, только сменили — стало нехорошо.

Возвращаясь к переходу из Находки, скажу, что нас тогда шторм только краем коснулся, в 380 километрах от нашего судна были 12-бальные волны.

Второй шторм, который запомнился особо,был на переходе из Мексике в Европу. Штормило почти две недели! Ветер был 30 — 35 метров в секунду, скорость судна снизили больше чем в два раза, так что шли вместо одной недели — две и при постоянной качке.

Кстати, говоря о преимуществе разных судов во время шторма, могу сказать, что на танкерах безопаснее. Они похожи на поплавок, нефтепродукт, загруженный в танки, держит судно на воде, утонуть не даст. Правда, если очень длинное судно, оно может переломиться, ну, или, если встретится волна-убийца. Впрочем, это бывает, к счастью, крайне редко и совсем другая история.

Был еще один случай в моей морской практике. Наше судно курсировало между Венесуэлой и Доминиканой, и в один из рейсов, в августе, по пути в Венесуэлу нам встретились три смерча. Прошли мимо, и мы о них забыли. Пока не вернулись в Дминикану: берега там уже не было — смерчи все смыли.

Как оказалось, такое там случается раз в семь лет, примерно, ну, и, к счастью, жертв человеческих не было».

Как говорит Владимир Сакаев, в шторм суда обязательно выводят на рейд от причалов, там безопаснее, меньше вариантов разбиться. Ну, а моряки привычно стоят на вахте, каждый занимается своим делом. И каждый по-своему справляется с морской болезнью: кто-то на еду смотреть не может, а у кого-то, напротив, аппетит, как у волка, морского, конечно.

Кстати, Владимир Сакаев — выпускник туапсинской школы № 5, которая носит имя вице-адмирала Григория Щедрина, также окончившего это образовательное учреждение. Сакаев списался на берег будучи старшим помощником капитана.

В День школы Владимир подарил школьному музею точную копию подлодки С-56 (масштаб 1 к 100), на которой Щедрин совершил поход на Северный флот через три океана и девять морей, преодолев путь длиною более тридцати тысяч километров.

Published by
Оксана Смелая