Categories: архив

К 30-летию РАЗГРОМА ГИТЛЕРОВЦЕВ НА ТУАПСИНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

30 лет тому назад, в январе 1943 года, были окончательно разгромлены гитлеровские орды, рвавшиеся к Черному морю на Туапсинском направлении Враг обратился в бегство. О том, какое значение имел разгром немецко-фашистских войск под Туапсе, о мужестве советских людей, оборонявших этот небольшой, но исключительно важный в стратегическом отношении город, говорится в воспоминаниях военачальников, опубликованных на первой странице нашей газеты, и в других материалах этого номера, посвященного славным защитникам

И. В. ТЮЛЕНЕВ, бывший командующий Закавказским фронтом:

— Немецкое наступление началось массированными авиационными ударами по Туапсе и
близлежащим дорогам. Трудно описать все то, что сделали немецкие летчики с городом. Они бомбили его днем и ночью и по одиночке, бомбили методично, с чисто прусской жестокостью и педантизмом. На тихие улочки, где еще недавно белели чистые, словно игрушечные домики, обрушились тысячекилограммовые фугасы, сотни зажигательных бомб, тяжелые бочки со смолой И нефтью. Фашисты терзали, уродовали, мучили многострадальный приморский городок, точно мстили его защитникам за их мужество.

В течение двух-трех недель в Туапсе все было перевернуто вверх дном: вместо домов высились груды камней и бревен; там, где благоухали цветники, зияли огромные воронки с рыжей россыпью кирпичей багровели обрушенные стены. В порту не прекращались пожары, и волны плескались в пробоинах разбитого мола…

Дымный, почерневший Туапсе, как тягостное изваяние, стоял у приморской дороги. Здесь оставались почти одни моряки. Я видел однажды на рассвете картину, которая навсегда запечатлелась в моей памяти: пустые разбитые улицы, хаос перепутанных телеграфных проводов, зарево пожаров, от которых море казалось кровавым. И среди этого царства смерти — морской патруль: четыре матроса с винтовками. Они шли по городу, лица у них были суровые, и по каменным торцам мостовой звучно пробивали шаг их башмаки.

…В ночь на 17 декабря немцы стали в беспорядке отходить, бросая вооружение и боеприпасы. Наши войска, вырвавшись из горных теснин, перемахнули через заснеженные хребты и мощным потоком устремились в долину. Таким образом, после ожесточенных трехмесячных боев немцы потеряли под Туапсе свыше 25 тысяч солдат и офицеров.

А. ЛУЧИНСКИЙ, генерал армии:

— В 1942 году гитлеровцам для успешного продолжения войны понадобилось захватить Кавказ и его нефтяные богатства. Немецко-фашистское командование решило ударом через горы западной части Главного Кавказского хребта овладеть городом Туапсе. В октябре сорок второго года части 18-й армии Черноморской группы войск успешно отразили все атаки крупных сил противника на рубеже: Семашхо, Индюк, Гойтхский перевал, Каменистая. 26 ноября армия перешла в наступление и погнала врага из пределов Кавказа и Кубани. Но победа была добыта дорогой ценой.

И. ГОЛУБЕВ-МОНАТКИН, контр-адмирал в отставке, бывший командир Туапсинской военно-морской базы:

— Население Туапсе проявляло массовый героизм во имя фронта, во имя победы над врагом. Через Туапсинский порт в 1942—43 годах прошли сотни тысяч солдат и офицеров, сотни тысяч тонн воинских грузов, боеприпасов, боевой техники, горючего и продовольствия. И хотя город и порт были до основания разрушены, они продолжали делать свое дело. Помню, бывший в то время секретарь горкома партии тов. Попов говорил мне в 1943 году, что в городе разрушено и выведено из строя 80 процентов жилой площади, весь город превращен в руины. В этих труднейших условиях город делал все возможное и невозможное в помощь фронту.

«Туапсинские вести» (Ленинский путь) №11(8068). 19 января 1973.

Published by
Редакция