Categories: Новости

Дед. Отец. Защитник

Так случилось, что мой дед – участник Великой Отечественной войны Иван Маркович Таратутин стал мне настоящим отцом, он воспитывал меня почти с рождения.
С малых лет воспринимала это как некий дар судьбы и очень этим гордилась. Когда в школе перед Днем Победы или Днем защитника Отечества спрашивали: «У кого в семье есть ветераны?», моя рука взлетала быстрее и выше всех.

Быть опорой в семье он научился с детства. И он, Ваня, третий сын, с 7 лет – и в избе, и в поле. Деревня Лаптев Лог Алтайского края никогда не была богатой, а в 30-е годы и вовсе стало тяжко… Голод свирепствовал тогда, да еще какой! Видимо, поэтому деда всегда потом старался, чтобы дом был полной чашей.

Страшная весть о войне и жгучее желание идти защищать Родину. А ему только 17. И Ваня в метрике прибавляет себе год (раньше были они, а не свидетельства о рождении) и… уходит на войну разведчиком.

Это был Карело-Финский фронт. Это все, что знаю из его уст. Уверена, что сила духа и мужество Ивана Таратутина и в те страшные годы были на высоте. Но главное, что вернулся раненым, но живым. …Часто просил нас, внуков, «почесать спинку»: шрамы от осколков не давали ему покоя.

Деда просто не мог говорить о войне. И когда он привозил нас, внуков, отдыхать на реку Алей, то сам никогда не заходил в воду: она, видимо, ассоциировалась с темной трясиной, тянущей солдат в бездну, – воевал-то он на болотах.

Помню, в школе писала сочинение, и только поэтому деда согласился поведать об одном случае. «Видишь, на переносице след – от немецкого приклада. Это я выполнял боевое задание взять «языка». Думал, это будет проще простого. Притаился, приготовился, напал, а он таким здоровым оказался: ка-а-к даст мне прикладом по переносице: в глазах помутнело, я покачнулся, но не упал: ударом вышиб автомат и скрутил фрица. Живого привел в штаб и кулаком ему еще грозил: удар-то неслабый был!»

…Перебираю старые фотографии. Вот она, моя любимая с детства. Начало войны. Серьезный, немного встревоженный.
Хохмач и балагур, он еще в юности сам научился играть на баяне, и этот инструмент в прямом смысле пронес с собой всю жизнь.
Во время войны его сочный звук заставлял солдат забыть суровые реалии и вселял надежду. В мирное время баян был его спутником всех встреч и праздничных событий.

На пенсии не сидел: подрабатывал сторожем, разводил кроликов, сам делал мебель… Выращивал знаменитые вкуснейшие «таратутинские» помидоры и частенько раздавал просто так, от души. Встанет в пять утра и… поливает картошечку «по холодцу». Дышит тишиной. И миром.

…Что остается сегодня, на пороге 70-летия Великой Победы? Память и внутреннее преклонение перед ним, перед его Жизнью-Подвигом. Радость, что так долго он был рядом со мной. И сейчас – в сердце. Дед. Отец. Защитник.
А еще живут на свете в том же Рубцовске его внук Иван и маленький-большой трехлетний человек, которого зовут Марк Иванович, его правнук. Жизнь продолжается…

Лариса Замурагина, п. Новомихайловский

Published by
Светлана Светлова