Categories: Новости

Папу я не видела ни разу…

Это фото моего отца, Михаила Григорьевича Сундукова – кадрового военного, выпускника Минского высшего военного училища. Он был гордостью семьи туапсинцев Сундуковых. У них было три сына, все трое – замечательные ребята. Папа и родился в Туапсе, и женился здесь. У меня до сих пор хранится свидетельство о браке папы и мамы образца 1937 года, выданное Туапсинским загсом.

Он успел повоевать еще до Великой Отечественной. Как военный, выполнял свой долг в Финскую кампанию. Ненадолго приезжал в Туапсе к маме перед войной. И в 1940-м году родилась я. Но папа меня уже не увидел никогда. Его сразу же перебросили на другой фронт, к границе. Он погиб в 1942 году во время обороны Крыма.

Спустя много лет после войны маму разыскал его однополчанин. Приехал в Туапсе, чтобы рассказать, как он воевал с папой. Удивился, что мама так и не вышла замуж. Впрочем, он сказал: «Миша говорил, что у вас любовь…» Такая любовь была, что маму-то мою он взял в жены вопреки воле родителей. Они считали, что их образованному сыну, блестящему офицеру, не ровня девушка с тремя классами образования, какой была мама. Но папа полюбил ее – и женился!

Так вот, папин друг, однополчанин, рассказал, какая была в Крыму мясорубка. Зимой 1942 года военное командование провело масштабную операцию по десантированию на захваченный фашистами Керченский полуостров. На какое-то время удалось закрепиться, даже отбить Феодосию у врага, а в апреле-мае последовало контрнаступление. Фашисты утюжили их авиабомбами, артиллерией, пустили танки и мощную пехоту. Советские войска были разгромлены, полуостров отдан врагу, шло отступление. В те страшные дни отец и погиб.

А мама никуда не эвакуировалась из Туапсе. Жили они на Приморье. И как только начинались авианалеты –сгребала в охапку нас, детей – и бежала в горы. Уберегла, спасла. И в голодное послевоенное время тоже выхаживала, как могла. Помню, приходили шаланды с хамсой и дельфинами, и мы варили это мясо, такое невкусное, и ели.

После войны с нами стала жить бабушка – мама папы. Она осталась совсем одна, все трое ее сыновей погибли. А мама, та самая невестка, которую она не хотела, ухаживала за ней до глубокой старости. Вместе они хранили память об отце…

Published by
Светлана Светлова