Сирануш Миронова из Шаумяна нашла место для разговора с предками

Соткать дорожку она может за день, хотя в ремесле немногим более двух лет. А все потому, что ткачество, считает она, заложено в каждой женщине на уровне генетической памяти.

Стоя за ткацким станком, человек обращается к своим предкам, ведет разговор с самим собой, исцеляется и набирается сил. Как это происходит, мы узнали, побывав в селе Шаумян, где школьный психолог Сирануш Миронова учит детей тому, как искусство помогает справиться с любыми трудностями.

Сирануш Миронову, Сиру, как ласково зовут ее многочисленные друзья, знакомые, земляки, в Туапсинском районе знают многие — 30 лет проработала она в шаумянском сельском Доме культуры, была руководителем местной Централизованной клубной системы. Театральная студия, вокальные ансамбли, прикладное творчество — во всем этом частичка души, профессионализма и неугомонного характера Сирануш. Однако встретили мы ее на этот раз не в клубе, а в шаумянской школе.

«Ничего удивительного в этом нет, – улыбается Сирануш. – Первое высшее образование я получила в майкопском педагогическом институте. Но пришла работать в культуру, потому что чувствовала, что могу больше сделать, больше дать в этой сфере. А два года назад стала дипломированным психологом, окончив питерский вуз. И вдруг поняла, что культуре, искусству нужно учить с детства, более того с их помощью можно разрешить многие проблемные ситуации. Вот так и переехала со всем своим реквизитом, идеями, опытом в кабинет школьного психолога».

Сюда же, в школу № 31 села Шаумян вместе с Сирой Мироновой переехали и ткацкий станок, и кольца для ткачества, нитки и лоскутки, мелки и огромное желание сохранить древние потребности человека в ремесле. За ткацкими кольцами и станком у Сиры сидят не только девочки, но мальчишки. Ткут свои первые полотна и… избавляются от неуверенности в себе, от навязчивых страхов, учатся преодолевать трудности.

«Вот я им говорю: сделали первые восемь стежков — загадывайте желание! – улыбается Сира Миронова. – Они делают, загадывают, и это — работает! Ручная работа требует не только усидчивости, но и желания творить. Детям особенно важно осознать свою уникальность, свою неповторимость. «Дед был первым в нашем роду, кто освоил ткачество. Или: моя прабабушка знала «Евгения Онегина наизусть» – чем не стимул для сегодняшних мальчишек и девчонок такие слова их потомков?

Вот так через вышивку, домотканые дорожки, кованые подковы, через ремесло с нами говорят наши предки, учат нас терпению, красоте, добру. Ручная работа реально помогает человеку справиться со стрессом, а еще привнесет в мир красивую вещь.

«Это лоскутное покрывало меня буквально спасло, – говорит Сирануш, показывая красивое, цвета туманного зимнего неба полотно. – В семье случилось горе, мы поддерживали друг друга, но в какой-то момент я поняла, что сил души уже не хватает, и руки потянулись к лоскутам и ниткам. Вручную, лоскуток к лоскутку сшивала я детали. И чем ближе к завершению подходила работа, тем легче становилось на душе, тем больше чувствовался приток новых сил.

Наши предки умели выражать все чувства через искусство: делиться радостью, избавляться от негатива. Вот песни, к примеру, могут быть свадебные, праздничные, а могут быть плачем. Кстати, и танцы тоже. Был даже старинный танец вдов — без музыки, без слов, женщины выходили в поле и «вытанцовывали» горе… Собственно, это и есть арт-терапия, которой мы занимаемся сегодня с шаумянскими школьниками, когда через искусство и ремесло маленький человек учится быть сильным и добрым в любой ситуации».

Published by
Оксана Смелая