Categories: Новости

«Торпедоносцы»: в главных ролях – туапсинцы

Этот фильм о подвиге морской авиации в годы Великой Отечественной войны для туапсинцев всегда был любимым: в одной из главных ролей ведь наш земляк – Андрей Болтнев! Но, как оказалось, кадры этой киноленты сохранили навсегда образ еще одного туапсинца – лучшего штурмана разведывательного полка морской авиации Николая Ратомского.

– Мы только поженились и муж повел меня в кино на «Торпедоносцев». Во-первых, он сам был военным, а, во-вторых, все рассказывал о пропавшем без вести на войне брате своей бабушки, морском летчике. Фильм, правда, произвел сильное впечатление, поэтому никто не поднимался с мест, когда шли титры. И вдруг – среди перечисляемых бойцов в эпизодах военной кинохроники видим имя Николай Ратомский! – делится, как фамильным сокровищем, семейной историей Наталья Ратомская, завуч школы № 11 г.Туапсе. – Радости нашей бабушки Елены Георгиевны Ратомской не было предела – за столько лет хоть какая-то ниточка появилась! И мы, конечно, написали на «Ленфильм». И получили ответ, да с указанием воинского подразделения, в котором служил Николай Ратомский, и с увеличенным кадром с его участием. Сомнений не было – это его глаза, его легкая улыбка! В семье радовались так, будто Коленька вернулся живым…

(Морской летчик Николай Ратомский (справа) с боевым товарищем)

Ратомских в маленьком довоенном Туапсе хорошо знали и очень уважали. Еще бы! Глава семьи Георгий Иосифович был учителем физики, позднее – инспектором отдела образования. А еще позднее – начальником штаба 100-ого отдельного полка связи воздушной армии, защищавшей Туапсе. Дослужился до подполковника. А поскольку Ратомские жили на улице Розы Люксембург, то есть практически по соседству с нашим неутомимым искателем, оставившим яркий след в истории города, Эдуардом Пятигорским, то спустя годы это давало повод для дружбы между Эдуардом Иосифовичем и Георгием Иосифовичем. О Ратомском-старшем очень много материала в музее Обороны Туапсе, собственно, он его туда самолично и передал для своего друга, основателя и первого директора.

В семье Ратомских росли двое детей – старший Николай и младшая Елена. Умные, любознательные, и неисправимые романтики, словом, учительские дети. Коля любил море, но и о полетах грезил, вот и поступил в летное училище в Ейске, выбрав в качестве будущей профессии морскую авиацию. Да только конец всем планам и мечтам положила война. Естественно, морские летчики сразу встали в строй. И Николай все писал родным, чтобы не беспокоились, старался передать на бумаге свою любовь – по сей день эти строки, написанные простым карандашом, хранятся в семейном альбоме Ратомских, отдельном альбоме, Коленькином…

– А потом письма прекратились, – рассказывает Наталья Ратомская. – Потом пришла официальная бумага, в которой говорилось, что Николай Ратомский «не вернулся из полета над Баренцевым морем». Это было в 1943 году. А «Торпедоносцев» мы с мужем посмотрели в 1986 году, то есть сорок шесть лет спустя. И все эти годы Елена Георгиевна, сестра героического летчика, ждала и верила, что найдется брат! Интересно, что фильм вышел в прокат в 1983 году, то есть минуло с момента гибели Николая Ратомского ровно сорок лет…

Родные списались и с Мурманским музеем Обороны – оттуда им прислали фотографию стелы с именами погибших героев, в ряду которых значился «младший лейтенант Ратомский Н.Г.». А затем пришло письмо и от боевого командира Григория Яковлевича Ермилова, который прочитал статью Елены Ратомской о брате в газете «Правда»…

«…Штурмана самолета Ратомского Н.Г. я хорошо знал по совместной службе в разведывательном полку, во второй эскадрильи и в одном звене. Летали на самолете МБР-2. Командиром звена был у нас Василий Иванович Киселев в звании капитана. Впоследствии он посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

Ратомский прибыл к нам в полк по окончании ВМАУ им.Леваневского в декабре 1941 года, в звании сержанта. По характеру веселый, общительный, хорошо знал штурманское дело… Он одним из первых в своей группе прошел наземную подготовку, изучил район полетов. Успешно сдал зачеты и приступил к вывозным полетам днем и ночью. Я охотно помогал ему и летал с ним в паре на разведку кораблей в море. Его экипаж был ведомый. В начале 1943 года он, как лучший штурман переведен в Ваенгу на сухопутные самолеты, и вскоре, точно помню, награжден боевым орденом за успешные боевые вылеты…»

Вместе с этим письмом Григорий Ермилов прислал и копию единственного группового снимка, на котором были боевые товарищи 2-й боевой эскадрильи, среди которых был и Николай Ратомский.

(Георгий Ратомский , подполковник, начальник штаба 100-ого отдельного полка связи воздушной армии)

Интересно, как порой тесно и почти мистически переплетаются судьбы поколений семьи! Прав, прав был Булгаков, сравнивая родовые истории с «причудливо тасующейся колодой карт». Вот, к примеру, был Георгий Ратомский и учителем, и военным – сын его пошел по стезе военной, пал смертью геройской, защищая Родину. Практически полный тезка его, внучатый племянник Николай спустя десятилетия стал военным, окончив Орловское высшее военное училище связи, и, что примечательно, служил в Заполярье, практически там же, где летал его двоюродный дед! А вот учительскую линию семьи продолжила невестка…

Но главное, что теперь мы, туапсинцы, наверное, будем любить фильм «Торпедоносцы» еще сильнее (хотя, куда уж сильнее?). Ведь в этой картине – наши, родные артист Андрей Болтнев и Николай Ратомский, морской летчик, герой Великой Отечественной войны.

Published by
Оксана Смелая