Categories: Новости

Город-джаз, город-блюз, город-рок-н-ролл

Вот уже пятнадцать лет так можно говорить о Туапсе. Потому что в праздники город взметает вихри самых любимых и популярных джазовых, роковых ритмов – выступает группа «Торнадо», Юбилей которой в этом году совпал с юбилеем ее руководителя, директора туапсинской детской школы искусств им.С.В.Рахманинова, заслуженного работника культуры Кубани Сергея Калитенко.

– Сергей Леонидович, с чего для вас началась большая музыка?

– С музыкальной школы, куда, замечу, меня никто силой не приводил. Вообще, честно сказать, не очень понимаю и не приветствую, когда детей заставляют заниматься музыкой, в смысле, приход в музыкалку – инициатива взрослых. Ребенок должен захотеть сам. А вот потом родители должны напоминать, что музыка – это труд, это занятия по пять – семь часов в день. Но, когда тебе это нравится – времени не замечаешь. Ведь сидят часами тинейджеры за компьютерами – и ничего, потому что нравится. Музыка – это не просто хобби, увлечение, это – смысл жизни. А потом мне очень повезло с преподавателями.

– А кого из них вы бы назвали в первую очередь?

– Анну Семеновну Барон, профессора, заведующую кафедрой фортепиано Ростовского музыкально-педагогического института. Вот она была Мастером! Какими ничтожествами казались мы себе на ее фоне, и в то же время так хотелось достичь той вершины, которую она для нас обозначила. Стыдно было плохо играть! Скажу откровенно, если чувствовал, что сыграю плохо – просто не приходил. Но такое редко случалось, очень хотелось послушать ее игру, хотелось попробовать себя. Анна Семеновна была выдающимся педагогом и музыкантом, ведь в аспирантуре она училась у самого Г.Г.Нейгауза!

– И вы, собственно пошли по ее стопам, став преподавателем музыки?

– Довелось преподавать в музыкальном училище им. Римского-Корсакова в Краснодаре, в Новороссийске, а с 1977 года работаю в туапсинской музыкальной школе, детской школе искусств, как именуется она сегодня.

– И сегодня же она носит имя Сергея Рахманинова, в чем немалая ваша заслуга. Но почему Рахманинов? Вроде бы он с Туапсе не был связан.

– А Карл Либкнехт был? Но Рахманинов сделал для мировой культуры и, в частности, для России гораздо больше, чем немецкий революционер. Вообще для меня Сергей Рахманинов – эталон настоящего человека, прошедшего очень трудный жизненный путь, но оставшегося человеком. Гениальный музыкант, композитор, он страстно любил свою Родину, как бы пафосно это ни прозвучало. Будучи в эмиграции, все сборы от своих выступлений (а это были колоссальные деньги) Сергей Васильевич в годы Великой Отечественной войны отдавал для победы своей страны. Вот это и есть, по-моему, настоящий патриотизм. И я рад, что идею присвоить нашей школе искусств имя Сергея Рахманинова поддержали и глава района Владимир Викторович Лыбанев, и районный Совет с его с председателем Михаилом Ивановичем Ермолиным. Теперь имя Рахманинова некая путеводная звезда для каждого из наших учеников, которых в школе порядка шестисот.

– Ваша супруга, Тамара Ашотовна, тоже преподает в туапсинской детской школе искусств. Ее ученики – неоднократные призеры и лауреаты краевых, региональных и даже международных конкурсов и фестивалей. Не могу не задать вопрос – два талантливых музыканта в одной семьей как уживаются?

– Нас с супругой познакомила и связала музыка. Что же касается пальмы первенства (смеется), у меня есть любимая поговорка: «Я всегда второй, потому что все остальные – первые». А если серьезно, то каждый ребенок, который у нее занимается, становится и моим учеником – тоже болею за его успех, радуюсь победам, стараюсь подсказать что-нибудь интересное. Это – нормально.

– Пятнадцать лет назад над туапсинским Парнасом закружил джазом и рок-н-роллом «Торнадо». Почему такое ураганное название выбрали?

– А разве джаз и рок не ураганная музыка, поднимающая бурю чувств и эмоций? И торнадо как природное явление преподносит порой такие сюрпризы! В 1940-м году, например, в деревне Мещеры Горьковской области торнадо выпал дождем серебряных монет. Оказалось, вихрь поднял пласты земли над старинным кладом.

– Не жалеете, что отошли от классики? И кто ваши кумиры?

– Отошел от классики? Это невозможно. Джаз и рок уже тоже имеют свою классику. Что же касается кумиров, то очень люблю Джино Ваннели (неповторимая музыка, божественный вокал!), нравятся «The Real Group», «Singers Unlimited», «New York Voices». Очень хорошая музыка, интересные композиции.

– Кто из корифеев группы будет встречать юбилей вместе с вами?

– Состав у нас менялся много раз, потому что жизнь меняется. Но с самого основания в коллективе работают Елена Коротыгина, Олег Кушнир, Юрий Очеретяный, Юлия Андреева.

– Каких подарков ждете к юбилею, и какой подарок готовите своим поклонникам?

– Главный подарок музыканту – публика. А еще хочу сказать большое спасибо главе города Туапсе Александру Викторовичу Чехову и начальнику отдела культуры города Оксане Евгеньевне Швалевой за то, что подарили нашей группе клавишный инструмент – Roland! Конечно, в планах – большой юбилейный концерт «Торнадо», сейчас работаем над программой.

– И, традиционно, о далеко идущих планах?

– Продолжать учить искусству детей – это первое. Их победы – будущее культуры России, района, города. А «Торнадо» хотелось бы побольше концертной деятельности, чаще выезжать на конкурсы и фестивали. Нельзя музыкантам вариться в собственном соку, нужно искать новые формы воплощения замыслов, новые концертные площадки. И, конечно, обязательно у музыкантов должны присутствовать здоровые амбиции для полноценной реализации задуманного. Одиннадцать лет назад мы побывали во французском городе-побратиме Ажене, дали шесть концертов и получили колоссальный заряд к дальнейшему творчеству. Музыкант нуждается в слушателе и в самосовершенствовании – это факт.

Published by
Оксана Смелая