Трудное молоко

Арам Кавицян из Новомихайловского – давний друг «Туапсинских вестей». Мы писали о нем, когда он держал двух коров. Сегодня дела у него в два раза лучше, и коров соответственно, четыре. Животноводство занятие трудное, но Арам без своих животин не мыслит жизни и ощущает себя абсолютно счастливым

ЧЕТЫРЕ КОРОВЫ – ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО?

– Это сложно. Еще не крупный фермер, который может нанять работников, а для двух рук работы очень много: кормить, поить, доить… Роды тоже самому принимать, – говорит Арам. – У первой коровы теленок родился сам, а другая мучилась восемь часов. Теленок застрял, я стал его потихоньку вытаскивать. Вытащил, а он не дышит, думал, все – умер.  Положил его рядом с коровой и ушел расстроенный. Прихожу, смотрю, а он живой, корова его языком вылизывает. 

Фото: Анна Бурлакова

Ветеринары у нас есть, и замечательные, помогают во всем. Приезжают в любое время, если помощь нужна. Но когда корова телится, это бывает долго, ветеринар не будет здесь три дня сидеть. Приходится самому принимать телят. Но, честно, роды – это не мое. 

Родители Арама тоже держали скот, от них он перенял многое, например, как  теленка приучать пить молоко самостоятельно из ведерка. Фермер рассказал, что теленка от мамы отлучают сразу.

– Если его допустить к вымени, он мамаше проходу потом не даст и будет высасывать все молоко, – говорит фермер. – А так, если из ведерка будет есть, то мамаша через пару недель сама его не подпустит.  

ТОЛЬКО ДЛЯ МОЛОКА. И ДЛЯ МАЦОНИ С МАСЛОМ

Арам  совсем не постарел за те два года, что мы не виделись: борода с проседью, в глазах блеск, в руках сила. Уверенно и крепко держит руль своего вездехода, на котором доставил нас до стройки. Да что там руль. Говорит, однажды двух коров держал, пока сын на подмогу не прибежал.

Фото: Анна Бурлакова

– Только электрическую изгородь установил, одна из коров полезла через нее. Ее током  шмальнуло, она с перепугу понеслась, за ней другая, – машет рукой наш герой. –  Паника страшна не только у людей, у рогатых тем более. Корова – это 500 кг веса, мяса. 

– Корову очень легко загубить. Видел как-то, как их перевозят. В небольшой грузовик до пяти коров заталкивают, – берется фермер за голову. – Я смотрю в кузов, говорю, так там две коровы впритык станут. А мне отвечают: если коров испугать, они так влетают в кузов, что друг на друга вскарабкиваются. Живодеры…

Арам держит их не на мясо, а исключительно для молока. И мацони, масла, других молочных продуктов. Не для мяса.

ОКНАМИ В БУДУЩЕЕ

Кавицян сегодня строит коровник на 17 голов. Почему так много? Потому что его коровы вот-вот еще родят телят.

Мы, конечно, зашли внутрь – просторно, светло, не зря Арам прочитал столько литературы, прежде чем строить.

Фото: Анна Бурлакова

– Корова будет стоять вот тут, на чистых, сухих опилках, вода для питья будет поступать в поилку постоянно, таскать ее не придется, – показывает хозяин. – Отходы будут  сливаться в специальные баки, получится удобрение. Ко мне уже в очередь покупатели встраиваются. Но я, в основном, все это для собственных нужд буду использовать и с родственниками поделюсь. А вот тут корма на зиму.

Строил коровник Арам сам, говорит, работника найти почти невозможно: безработных много, а работать не дозовешься. Родственники помогли, брат с племянником и друзья. Арам волнуется, скоро холода, надо успеть закончить. 

КТО В СТАДЕ ГЛАВНЕЕ

Пока мы рассматривали коровник, на наши голоса стягивается рогатая команда, любопытно, с кем это хозяин говорит. 

Фото: Анна Бурлакова

– Вот это голштинская порода. Это интеллигенты, – теребит Арам за уши бурую корову. – Сейчас еще одна подойдет, а с ней ее принцесса. 

И точно, коровка с теленком на подходе, но «тетки с рогами» сразу стали отгонять телочку.

– У коров иерархия, – улыбается Арам. – Младших гоняют, чтобы место знали. Самые главные в стаде –  тельные. У меня обе коровы будут телиться. Та, что старше, главнее. Вообще, коровы дружные, будешь одну  уводить, все соберутся и начнут орать, переживают. А еще, они очень умные – прихожу к ним,  говорю, ну, что, девочки, пошли? Они понимают, идут на дойку. Любят ласковые слова, когда их за ухом чешут. А попробуй одной внимание окажи, а второй нет – обижаются.

ОТ ВОЛЬНОЙ ЖИЗНИ МОЛОКО ВКУСНЕЕ

Конечно, нас угостили  молоком. Вкусное, такое в магазине не купишь. Оказывается, это зависит от породы коровы, от корма. Но не только.

Фото: Анна Бурлакова

– Думал сначала, буду в стойлах держать буренок, – делится с нами Арам. –  Но вы бы видели их, когда снова выпускаешь на волю по весне!  Они подпрыгивают от радости, как козы, ноги вверх! Нет, пусть пасутся.

 Конечно, за хозяйской продукцией соседи приходят прямо домой, немного продается на ярмарке в Новомихайловском. Молоко, тон (айран), масло сливочное, мадзун, иногда сыр. Разбирают быстро, но каждый день новая дойка, новое молоко.  Арам счастлив.

Published by
Ирина Стюрова