Фельдшерско-акушерский пункт в селе Гунайка Четвертая представляет из себя небольшой вагончик. С понедельника по пятницу с 8 до 12 часов здесь ведёт прием местный фельдшер - Анаит Мушлян. В обед работа у нее не заканчивается – она идет по домам к тем, кто сам не смог дойти.
Анаит встречает нас на крыльце ФАПа. Мы специально приехали к ней в то время, когда фельдшер начинает обход подопечных. Но сначала хозяйка показала нам свое место работы.
В небольшом помещении – две комнаты: приемный кабинет и смотровая. Прохладно – не так давно здесь установили кондиционер. Зимой отапливают настенными обогревателями. Раньше была дровяная печь. Все выглядит как минимум очень скромно, но для работы есть все необходимые препараты и оборудование, даже портативный кардиограф.
– Сейчас работать легче. Я застала те времена, когда до приема нужно было шприцы стерилизовать, инструменты, шпатели. Времени занимало достаточно. Сегодня все одноразовое, очень удобно, – говорит Анаит.
У нее в ФАПе – образцовый порядок, все под рукой. Препараты разложены так, чтобы быстро найти нужные. Какова Анаит, в деле я прочувствовала на себе. Приехала с сильной болью под лопаткой, и фельдшер сразу заметила, что мне некомфортно. После осмотра находит мою проблему – мышечный спазм. Рекомендует обязательно обратиться к врачу за лечением, а пока ставит мне укол болеутоляющего. Через 15 минут боль отступает, и я готова идти с Анаит навещать пациентов.
Анаит Мушлян родилась в Гунайке Четвертой. Вернулась в родное село из города, и с тех пор жители Гунайки знают, что она домашний врач для всех двух сотен пациентов, и помощь они получат в любое время дня и ночи.
Анаит рассказывает, что быть медиком не мечтала. В школе любила математику, хотела быть учителем, очень нравилась профессия педагога. Идею стать врачом ей подсказала учительница.
– Она мне сказала – ты должна пойти учиться в медицинский, из тебя выйдет хороший доктор. А я даже не думала о таком. Знаете, я в детстве вообще была боевая, как мальчишка. С папой везде, он меня многому учил. Всегда интересовалась, как что устроено, помогала ему, – рассказывает Анаит. – Однажды отцу сильно разбило голову упавшим деревом, а первую помощь ему оказала я. Обработала перекисью рану, промыла и забинтовала. Когда врач приехал, спросил, кто повязку накладывал. Похвалил, что все сделала правильно, как положено.
Школу она закончила на «отлично» и решила все-таки связать свою жизнь с медициной. Поступила в Майкопское медицинское училище, отучилась на фельдшера. Спрашиваю, почему не стала дальше учиться на врача?
– Я осознанно выбрала фельдшерство. В медицине важны все специальности, но врач – это все-таки более узкий профиль. Раньше не было принято по разным направлениям работать. Каждый своим делом занимался, хирург операции проводил, терапевт лечение назначал, и так далее. А фельдшера чаще многопрофильные специалисты, особенно если в маленьких селах работали, как наша Гунайка. Иногда нет времени ждать скорую, нужно уметь диагноз поставить правильно, помощь необхо димую быстро оказать на месте, роды принять. Фельдшера подчас умеют и знают больше, чем некоторые врачи, опыт работы у них колоссальный, – говорит Анаит.
Долгое время она работала в Туапсе. Сначала в портовской больнице, потом от нее в самом порту. Первое время сама многому училась, затем учила тонкостям профессии молодых специалистов. А 12 лет назад приняла решение вернуться в родное село.
– Уговорили меня односельчане стать здесь фельдшером. В то время специалист в ФАП приезжал 2-3 раза в неделю на несколько часов. Да и желающих ехать в такое дальнее село с каждым годом было все меньше. Еще одной причиной вернуться стало то, что у папы моего здоровье стало ухудшаться, – рассказывает Анаит. – Конечно, меня отговаривали друзья и знакомые, но я уехала в Гунайку. Не жалею. Здесь родной дом, и пользы, мне кажется, я больше приношу.
За разговорами подходим к первому адресату, где фельдшера уже ждут. Здесь живет одна из старейших жительниц Гунайки, Арусяк Делигавурян. Ее дочка, Лариса, встречает нас у ворот. Заходим в дом, здороваемся. Анаит достает тонометр, пульсоксиметр, измеряет Арусяк Оксентовне давление, записывает все показатели. Выслушивает жалобы, проводит осмотр. Все делает по-привычному быстро, аккуратно.
– Я рада, что Анаит вернулась в Гунайку и лечит нас. Для нас это – счастье, ни больше, ни меньше, – говорит Лариса Делигавурян. – Она большой профессионал, в любое время можно ей позвонить, если прихватит. Обязательно придет, поможет.
Анаит тем временем выписывает направление на анализы, советует, какое лекарство принять. Прощаясь, обнимает Арусяк Оксентовну, напоминает принимать таблетки.
– Беру с собой собаку, укладку медицинскую, фонарик, палку и иду. А как без собаки? У нас тут все-таки лес вокруг. Шакалы бродят. Но помощь я оказать обязана – это моя работа, люди ждут.
Тем временем подъезжаем к дому Масиса и Анжелы Одабашян. Под большим навесом нас встречают не только хозяева, но их сын Лева и брат Масиса Эдик, соседи Манушак Кармрян и Артур Рафальян. Когда узнают, зачем мы приехали, в один голос говорят: без Анаит мы бы здесь пропали.
– Она наша палочка-выручалочка. Только позвонишь, что плохо, она сразу свою сумку в руки – и бегом, – рассказывает Анжела Одабашян. – И летом, когда внуки приезжают знаешь, что если вдруг что-то произойдет с детьми, рядом человек, который поможет.
– В больницу не наездишься, и не у всех машины есть. Скорую тоже ждать долго, да еще по нашей-то дороге. Поэтому Анаит уговаривали к нам вернуться, рады, что когда-то она согласилась. Да и сейчас народ в село приезжает жить, фельдшер в Гунайке очень нужен.
Да, жизнь в Гунайке меняется. В селе провели интернет, теперь здесь хорошо ловит мобильная связь трех операторов.
– Нам интернет не очень нужен. А для внуков это важно, раньше мы их дозваться не могли, отвечали, чего там у вас делать, интернета то нет. А сейчас почти каждые выходные проводят у бабушки с дедушкой, – смеется Анжела Одабашян. – Мы, конечно, в телефонах много сидеть не даем, все равно гуляют по селу и помогают.
Появились и новые жители – приезжие из Оренбургской, Воронежской областей, Крыма, Москвы. Люди едут в село жить, покупают дома и землю, занимаются хозяйством. Значит, Гунайка живет.