16 июня 2024

Сельский фельдшер

Фельдшерско-акушерский пункт в селе Гунайка Четвертая представляет из себя небольшой вагончик. С понедельника по пятницу с 8 до 12 часов здесь ведёт прием местный фельдшер — Анаит Мушлян. В обед работа у нее не заканчивается – она идет по домам к тем, кто сам не смог дойти.

Анаит встречает нас на крыльце ФАПа. Мы специально приехали к ней в то время, когда фельдшер начинает обход подопечных. Но сначала хозяйка показала нам свое место работы. 

В небольшом помещении – две комнаты: приемный кабинет и смотровая. Прохладно – не так давно здесь установили кондиционер. Зимой отапливают настенными обогревателями. Раньше была дровяная печь. Все выглядит как минимум очень скромно, но для работы есть все необходимые препараты и оборудование, даже портативный кардиограф. 

До 4-й Гунайки ведет гравийная дорога – асфальт заканчивается задолго до села. Автобус ходит два раза в день. В школу, магазин и аптеку приходится ездить в соседний поселок Октябрьский. В селе работают отделение Почты России и фельдшерско-акушерский пункт. Недавно установили детскую игровую площадку

Анаит Мушлян работает фельдшером в Гунайке 12 лет. О том, что вернулась в родное село, чтобы помогать людям, никогда не жалела. Фото: Анна Бурлакова

– Сейчас работать легче. Я застала те времена, когда до приема нужно было шприцы стерилизовать, инструменты, шпатели. Времени занимало достаточно. Сегодня все одноразовое, очень удобно, – говорит Анаит. 

У нее в ФАПе – образцовый порядок, все под рукой. Препараты разложены так, чтобы быстро найти нужные. Какова Анаит, в деле я прочувствовала на себе. Приехала с сильной болью под лопаткой, и фельдшер сразу заметила, что мне некомфортно. После осмотра находит мою проблему – мышечный спазм. Рекомендует обязательно обратиться к врачу за лечением, а пока ставит мне укол болеутоляющего. Через 15 минут боль отступает, и я готова идти с Анаит навещать пациентов. 

Анаит Мушлян родилась в Гунайке Четвертой. Вернулась в родное село из города, и с тех пор жители Гунайки знают, что она домашний врач для всех двух сотен пациентов, и помощь они получат в любое время дня и ночи. 

Так выглядит публикация в газете «Туапсинские вести»

Анаит рассказывает, что быть медиком не мечтала. В школе любила математику, хотела быть учителем, очень нравилась профессия педагога. Идею стать врачом ей подсказала учительница. 

– Она мне сказала – ты должна пойти учиться в медицинский, из тебя выйдет хороший доктор. А я даже не думала о таком. Знаете, я в детстве вообще была боевая, как мальчишка. С папой везде, он меня многому учил. Всегда интересовалась, как что устроено, помогала ему, – рассказывает Анаит. – Однажды отцу сильно разбило голову упавшим деревом, а первую помощь ему оказала я. Обработала перекисью рану, промыла и забинтовала. Когда врач приехал, спросил, кто повязку накладывал. Похвалил, что все сделала правильно, как положено. 

Школу она закончила на «отлично» и решила все-таки связать свою жизнь с медициной. Поступила в Майкопское медицинское училище, отучилась на фельдшера. Спрашиваю, почему не стала дальше учиться на врача? 

Анаит Мушлян: Я осознанно выбрала фельдшерство. В медицине важны все специальности, но врач – это все-таки более узкий профиль.

– Я осознанно выбрала фельдшерство. В медицине важны все специальности, но врач – это все-таки более узкий профиль. Раньше не было принято по разным направлениям работать. Каждый своим делом занимался, хирург операции проводил, терапевт лечение назначал, и так далее. А фельдшера чаще многопрофильные специалисты, особенно если в маленьких селах работали, как наша Гунайка. Иногда нет времени ждать скорую, нужно уметь диагноз поставить правильно, помощь необхо димую быстро оказать на месте, роды принять. Фельдшера подчас умеют и знают больше, чем некоторые врачи, опыт работы у них колоссальный, – говорит Анаит. 

Полдень. Анаит закрывает фельдшерский пункт и идет навещать больных, которым тяжело дойти до ФАПа.

Долгое время она работала в Туапсе. Сначала в портовской больнице, потом от нее в самом порту. Первое время сама многому училась, затем учила тонкостям профессии молодых специалистов. А 12 лет назад приняла решение вернуться в родное село. 

– Уговорили меня односельчане стать здесь фельдшером. В то время специалист в ФАП приезжал 2-3 раза в неделю на несколько часов. Да и желающих ехать в такое дальнее село с каждым годом было все меньше. Еще одной причиной вернуться стало то, что у папы моего здоровье стало ухудшаться, – рассказывает Анаит. – Конечно, меня отговаривали друзья и знакомые, но я уехала в Гунайку. Не жалею. Здесь родной дом, и пользы, мне кажется, я больше приношу. 

За разговорами подходим к первому адресату, где фельдшера уже ждут. Здесь живет одна из старейших жительниц Гунайки, Арусяк Делигавурян. Ее дочка, Лариса, встречает нас у ворот. Заходим в дом, здороваемся. Анаит достает тонометр, пульсоксиметр, измеряет Арусяк Оксентовне давление, записывает все показатели. Выслушивает жалобы, проводит осмотр. Все делает по-привычному быстро, аккуратно. 

К Арусяк Делигавурян, одной из старейшин села, Анаит обязательно заходит несколько раз в неделю

– Я рада, что Анаит вернулась в Гунайку и лечит нас. Для нас это – счастье, ни больше, ни меньше, – говорит Лариса Делигавурян. – Она большой профессионал, в любое время можно ей позвонить, если прихватит. Обязательно придет, поможет. 

Анаит тем временем выписывает направление на анализы, советует, какое лекарство принять. Прощаясь, обнимает Арусяк Оксентовну, напоминает принимать таблетки. 

Фельдшеры на селе, действительно, приходят к пациентам в любое время суток. Анаит нередко идет к больному ночью. 

– Беру с собой собаку, укладку медицинскую, фонарик, палку и иду. А как без собаки? У нас тут все-таки лес вокруг. Шакалы бродят. Но помощь я оказать обязана – это моя работа, люди ждут. 

Тем временем подъезжаем к дому Масиса и Анжелы Одабашян. Под большим навесом нас встречают не только хозяева, но их сын Лева и брат Масиса Эдик, соседи Манушак Кармрян и Артур Рафальян. Когда узнают, зачем мы приехали, в один голос говорят: без Анаит мы бы здесь пропали. 

– Она наша палочка-выручалочка. Только позвонишь, что плохо, она сразу свою сумку в руки – и бегом, – рассказывает Анжела Одабашян. – И летом, когда внуки приезжают знаешь, что если вдруг что-то произойдет с детьми, рядом человек, который поможет. 

Заметив незнакомцев в селе у дома Одабашян, подоспели их родные и соседи. Узнав, что мы журналисты «Туапсинских вестей», всем захотелось сфотографироваться на память, чтобы попасть на страницы любимой газеты

– У нас разные фельдшера были, но все приезжие, нам такое нехорошо. С утра всего четыре часа врач в селе. А болячки обычно под вечер обостряются, – поддерживает Манушак Кармрян.

– В больницу не наездишься, и не у всех машины есть. Скорую тоже ждать долго, да еще по нашей-то дороге. Поэтому Анаит уговаривали к нам вернуться, рады, что когда-то она согласилась. Да и сейчас народ в село приезжает жить, фельдшер в Гунайке очень нужен. 

Да, жизнь в Гунайке меняется. В селе провели интернет, теперь здесь хорошо ловит мобильная связь трех операторов. 

– Нам интернет не очень нужен. А для внуков это важно, раньше мы их дозваться не могли, отвечали, чего там у вас делать, интернета то нет. А сейчас почти каждые выходные проводят у бабушки с дедушкой, – смеется Анжела Одабашян. – Мы, конечно, в телефонах много сидеть не даем, все равно гуляют по селу и помогают. 

Появились и новые жители – приезжие из Оренбургской, Воронежской областей, Крыма, Москвы. Люди едут в село жить, покупают дома и землю, занимаются хозяйством. Значит, Гунайка живет. 

15 апреля 2025

Григорий Щедрин — капитан счастливой «эски»

Он заставлял фашистов дрожать от страха, а его подлодку С-56 прозвали привидением за неуловимость. Туапсинец Григорий Щедрин, сын казаков и герой морей, прошёл через девять морей и три океана, чтобы вписать своё имя в историю Великой Отечественной войны. Как простой паренёк из Небуга стал вице-адмиралом и легендой родного города?

Вице-адмирал в отставке Герой Советского Союза Григорий Щедрин с внуком. Фото сделано в 1975 году фотографом А. Каневским / РИА Новости

Подводная лодка С-56, которой командовал Григорий Щедрин, в годы Великой Отечественной войны была самой результативной субмариной, вселяющей ужас в фашистов. С-56 совершила восемь походов, потопила дюжину судов, повредила четыре немецких корабля. Более трёх тысяч глубинных бомб враг сбросил, пытаясь ликвидировать С-56, но тщетно. Эту советскую лодку немцы называли привидением — семнадцать раз фашисты торжественно заявляли, что лодка и прославленный экипаж Щедрина погибли, но она снова появлялась в самые неожиданные для неприятеля моменты и атаковала его. Её командир, туапсинец Григорий Щедрин, 5 ноября 1944 года получил звание Героя Советского Союза.

Именем вице-адмирала Григория Щедрина названа одна из городских улиц и школа № 5, в которой когда-то учился командир подлодки С-56. А в туапсинском музее им. Н. Полетаева выставлен письменный стол, за которым работал Григорий Щедрин — почётный гражданин города Туапсе, в котором и сегодня живут его родные.

Читать далее
11 апреля 2025

Егерь

«Егерь» — таков позывной нашего земляка Артёма. В 2023 году он подписал контракт и отправился на фронт. В редакцию пришёл с сыном Матвеем. Мальчишке одиннадцать лет, но он провёл с нами всё интервью — а это не один час. Не всё сказанное подходило для детских ушей, но Артём предупредил: «Он уже взрослый, пусть знает. Тем более ничего секретного я не раскрою. На фронте остались ребята, и лишняя информация может им навредить»

На фронт попал через „Ахмат“. Уехал в Чечню, прошёл подготовку. Через месяц оказался в Луганской области, в штурмовом подразделении.

„Хохол“ — позывной командира. Говорят, кто-то из родственников родом с Украины — отсюда и прозвище. (От редакции: „Хохол“ стал легендой на фронте. О нём и его бойцах рассказывал в соцсетях глава Чечни Рамзан Кадыров, назвав их „настоящим кошмаром для украинских националистов“.)

Читать далее
8 марта 2025

Цветы для классной

Первая учительница, как вторая мама. Это не пустые слова — так и есть. Поэтому первые цветы в нашей жизни мы дарим матери, а вторые — несём самому важному для нас человеку в школе. Традиция, укоренившаяся с советских времён. Благо есть кому и ради кого её продолжать.

Анита Напсо: «Я люблю свою работу. Самая высшая награда для учителя – видеть горящие глаза детей, ощущать себя значимым человеком в их жизни". Фотограф Анна Бурлакова

Анита Напсо учит малышей в Гизель-Дере, в школе, которую когда-то сама закончила. Нам по секрету сказали другие учителя, что дети её обожают. В этом году у неё первый выпуск. В пятый класс от неё перейдут те, кого она вела с первого по четвертый. 

Анита Ашотовна вспоминает:

Читать далее
2 марта 2025

Если надо, снова пойду на фронт. История отца-одиночки, защищавшего Родину

Максим Кравченко вдовец уже шесть лет. Жена умерла от тяжелого заболевания. На нем осталось двое детей. Максим стал добровольцем в августе 2024 года

Максим Кравченко, на СВО пошел ради Родины и детей. Фотограф: Андрей Смеюха | "Туапсинские вести"

Максим отец-одиночка. Дочь Виктория закончила в Петербурге технологический университет. Сын Никита учится (на отлично) в 11 классе. Собирается в вуз, получить профессию, связанную с компьютерными технологиями.

– Почему вы решили пойти на СВО? Как дети к этому отнеслись?

Читать далее
20 декабря 2024

Турецкие фуры в Туапсе: вода – йок, туалет – йок

Туапсинский район заполонили турецкие фуры. Они стоят и ползут повсюду – в городе, на обочинах федеральной трассы. Их сотни, а кажется, что уже и за тысячу.

Обычно турецкие фуры возвращаются из России домой через Грузию. Но КПП «Верхний Ларс» был закрыт из-за снегопада, там скопились тысячи фур. Часть из них (у кого совсем горят сроки) их хозяева пообещали перевезти паромом из Туапсе. Они приехали, но шторм нарушил планы.

Сегодня почти полный штиль, но мы решили узнать, как долго турецкие фуры пробудут у нас, как выживали водители-иностранцы в такой ситуации. 

Читать далее