Categories: Новости

Время давить виноград

Когда синева в воздухе становится особо прозрачной, и у хурмы начинают краснеть листья, а паутинки в саду звенеть, как натянутая струна кеманчи, Левон Чамян, житель села Пляхо, начинает собираться в дальнюю дорогу. Он едет за виноградом – пришло время нового вина.

Настоящее домашнее вино – это только виноград, только солнце и душа человека!

Он едет за Анапу, на виноградники, покупать вызревший и даже чуть-чуть перезревший виноград – на вино. А вино он давит так же, как четыре поколения его предков, явившихся в Пляхо еще в 19 веке первыми переселенцами из Турции.
Корреспонденты «Туапсинских вестей» посмотрели, как это делается.

Горы винограда рассортированы по сортам – Ркацетели, Молдова, Каберне… Точно так же будет называться и его вино, которое он делает для себя и друзей. Настоящее, душистое, пахнущее не только виноградом, но и летом, морем, счастьем и гостеприимством.

– Я выбираю, конечно, качественный виноград, как профессионал-технолог (закончил в свое время институт общественного питания) качество могу определить на глаз. Ну и пробую, конечно.

В любом случае, вкус вина целиком зависит от винограда. А все потому, что Левон Чамян не добавляет в сок ни дрожжей, ни сахара, ни – Боже упаси! – спирта или самогона. И бродит у него сусло, а потом хранится вино в деревянных бочках.

– Если вы хотите делать для себя качественное вино, – говорит он, – надо один раз разориться и купить большую деревянную бочку или бадью для брожения. Желательно иметь деревянные бочки и для хранения готового вина.

Итак, большая бадья на 500 литров, в которой сейчас «бурлит» виноград, досталась семье Чамян «в наследство» от отца жены Левона Вартуи – краснодеревщика, столяра. Он перевез из Абхазии обработанные доски липы, сам построил и установил чан (так они называют эту емкость) на заднем дворе, за домом, где живут дочка и зять.
Без вина на Кавказе нет дома, нет гостей, нет праздника – говорят старые люди. Поэтому в каждом уважающем себя доме во дворе стояла большая бадья, где осенью бродило вино.

Давит виноград Левон двумя способами. Если ягод немного – старым, дедовским, на специальной деревянной давилке. Она похожа на узкую стиральную доску с высокими бортиками. Туда кладутся виноград, и специальным приспособлением, похожим на утюг, ягода давится. Сила, конечно, нужна настоящая, мужская.

Еще один Левон Чамян, правда, двух лет от роду, тезка деда, уже помогает ему. Вместе они раскладывают виноград, вместе мешают его утром и вечером в бадье, чтобы не задохнулся и лучше бродил. Троих сыновей вырастили Левон и Вартуи, всех приобщил Левон и к хозяйству, и к виноделию. Но ушли они в свободное бизнес – плавание. И не испытывают пока тяги вернуться к истокам. Но Левон знает: это время наступит обязательно. Он сам, когда был молодым и ездил в стройотряде в Сибирь, или когда работал в общественном питании Черноморского курорта, особо не заморачивался традициями и обычаями народа. Растил детей, учился, строил дом, возвращался из Абхазии в родное Пляхо в страшные 90-е. И только потом, постепенно, начал он возвращаться к своим истокам. Виноделие – это тоже память предков.

Мы попробовали двухдневный виноградный напиток, который еще не сусло, но уже все-таки и не сок. Вместе с Левоном покрутили ручку специального аппарата, который жмет виноград в бочке, попробовали подавить его в «стиральной доске» и даже заглянули в хранилище, где томится вино прошлых лет.

Еще две-три недели, и виноград перебродит естественным способом. Левон обязательно проверит специальным прибором – винометром – уровень сахара и градусы. Когда сахара будет «ноль», тогда вино можно сливать в более мелкие бочки через шланг. Потом несколько раз, через каждые три месяца будет аккуратно переливать из емкости в емкость. Это называется метод отстаивания. Так делали наши предки.

– Получается, мы практически не вмешиваемся в процесс, сама природа все делает за нас, – говорит Левон Чамян. – А вообще, вино – это вопрос доверия к виноделу. Не кинет ли он туда дрожжи? Не добавит ли сиропа или сахара? Не « усилит» ли спиртом? Я где-то читал, что в настоящем сухом виноградном вине содержится до шестисот микроэлементов, ферментов и веществ, благотворно влияющих на человека. А если его «облагородить» сахаром или спиртом, останется всего лишь шестьдесят. Чувствуете разницу? Поэтому, когда пьете сладкое вино или крепленое, знайте, что оно все-таки не настоящее. Настоящее – это только виноград, только солнце и частичка души человека!

Published by
Светлана Светлова