Categories: Новости

Мы танцуем «Кочари»!

культура

Мы танцуем «Кочари»!

Танец, который танцуют перед боем, называется «Кочари». Ему две тысячи лет. Танцуют его на Кавказе. Особенно любят в Армении, где считают своим.
на городской площади дети выстраиваются в три группы. Они сомкнули ряды и положили руки друг другу на плечи. Импровизированный концерт привлек внимание прохожих.
Именно его подали представители Армении в заявке в ЮНЕСКО на признание о включении традиционного в список нематериального культурного наследия человечества. В прошлом году именно так в этот уникальный список был внесен армянский лаваш — тонкая лепешка, которую раскатывают в воздухе.
ЮНЕСКО, обсудив проблему, все-таки признал за армянским лавашем право на аутентичность.
«Туапсинские вести» писали об этом и даже вместе с мастерами из Армении делали этот лаваш. Материал вышел под рубрикой «Поваренная книга Туапсинского района». Помнится, тогда тут же посыпались заявления других стран. Мол, «армяне лаваш украли», это традиционное блюдо и в Азербайджане, и в Грузии, и в Иране, и в других странах. Но в том-то и дело, что в каждой стране свой рецепт лаваша, и тогда Комитет по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, обсудив проблему, все-таки признал за армянским лавашем право на аутентичность.

А вот с танцем «Кочари» пока не получилось.

Не успели армяне подать заявку, как тут же последовали ноты протеста из других стран, мол, этот танец и у них тоже главный. Вот так! Пришлось экспертам разбираться. В результате обсуждения между членами комитета, экспертами и представителями армянской делегации комитет подтвердил, что традиционный танец «Кочари», будучи проявлением национальной самобытности, распространен в Армении и диаспоре (в тех странах, где кучно живут армяне). А заявку надо доработать и вновь представить — но уже на следующий год.

А пока юристы работают, все музыкальные коллективы Армении и диаспоры разучивают и отрабатывают разные «па» танца. А мы попросили юных артистов ансамбля Туапсинского отделения Союза армян России показать нам этот «камень преткновения».

фото: Анна Бурлакова / Туапсинские вести
И вот на городской площади дети выстраиваются в три группы. Они сомкнули ряды и положили руки друг другу на плечи. Импровизированный концерт привлек внимание прохожих. Включаются видеокамеры мобильных. А ребята под ритмичные хлопки руководителя (музыку решили на площадь не приносить) начинают медленную часть.

– Художественный руководитель ансамбля Армен Тадевосян специально был приглашен в 2012 году нашим обществом для создания танцевальных коллективов, для обучения молодых туапсинцев традиционным танцам, – рассказывает председатель Туапсинского филиала САР Эдуард Мелконян. – Он окончил армянский государственный педагогический университет, факультет культуры по специальности «Режиссура танцевального искусства». Сейчас Армен Рубикович художественный руководитель, хореограф образцового ансамбля «НАРЕ И АРЕНИ». За это время коллективы стали лауреатами многих фестивалей, и вообще — визитной карточкой многонационального Туапсе. Кстати, в наш ансамбль ходят дети разных национальностей.


А тем временем «вожак» – первый в ряду – подаёт знак к перемене фигур. По идее, это взмах платка, который он держит в руке. Но в нашем случае хватает и возгласа. Танец состоит из резких выпадов вперёд и назад, шагов с приплясом, переходящих в динамические прыжки с поворотами. Это уже быстрая часть.

– Этот воинственный танец изображает битву овнов, – рассказывает Армен Тадевосян. – Кстати, и переводится он как танец овнов (по-армянски «коч» баран). Движения рук, ног, плеч, повороты головы повторяют то, как овен нападает на свою жертву, как рогами тянет на себя жертву.
Танец состоит из двух частей – медленной и быстрой. В медленной части фигуры выполняются с маленькими пружинными затяжными движениями. Быстрая часть – с большими прыжками. Этот танец родился в языческие времена, ему более двух тысяч лет! Раньше, до христианства, во время праздников проводилось жертвоприношения. Танец был образным: надевали рога, туфли с каблуками, словом, изображали овна, и показывали сражение. Неслучайно именно овны – главные действующие «лица». Слово «овен» имеет несколько значений в армянском языке – победа, война, сила.

Про «Кочари» существует много легенд и историй, наиболее близкая к нам — знаменитая история в Берлине. Там воевавшая и бравшая Берлин армянская дивизия станцевала «Кочари» прямо на ступенях Рейхстага. Про это сложено немало поэм и даже поставлен фильм. А в Армении журналисты до последнего отслеживали участников того знаменитого танца, писали о них и чествовали их. К сожалению, сегодня ни одного из участников того победного хоровода не осталось в живых...

А сам танец, наверное, проживет еще тысячу лет, и еще... Сколько будет жить человечество. Главное, чтобы страсти, раздуваемые людьми, не погубили наш мир. Тогда уже будет все равно – чей этот танец и где его больше любят...
Published by
Светлана Светлова