Categories: Лонгриды

Чешский рай в Анастасиевке

Многонациональный Туапсе

Чешский рай в Анастасиевке





Сегодня мы расскажем вам, какие пути призвели на туапсинскую землю чехи, которых у нас было целое село – Анастасиевка.

Текст: Светлана Светлова
Фото: Анна Бурлакова
Январь 2016
Под рубрикой «Многонациональный Туапсе» мы пишем истории жизни наших земляков самых разных национальностей. За этот проект «Туапсинские вести» даже получили грант правительства России. Ведь в Туапсинском районе живут представители более 100 национальностей, переплетая судьбы, впитывая культуру и традиции друг друга. Истории того, как появились у нас представители разных народов, не менее уникальны.

Рябиновая встреча

Ехали мы по Анастасиевке, и вдруг в глаза ударили и яркие брызги рябиновых ягод! Что такое? Зима, снег и такая яркая картинка. Конечно, мы за затормозили возле дома № 6 по улице Горной. И глазам не поверили: ставни, наличники, другие резные украшения и даже спинка скамейки возле дома – все так ярко расписано, ярче хохломы! А на крыше собственной персоной гарцует конек-горбунок!

Тут уж, – простит нас за бесцеремонность, хозяйский пес Дик, мы начали стучать в расписные окна. И выглянула из-за кисейной занавески хозяйка чудо-домика, – подстать ему, красавица, а еще и с котофеем на руках! Так мы и познакомились с Валентиной Ивановной Грейзик. Что за фамилия странная?

– Да у нас тут все село с такими фамилиями! - ответила красавица. – Разве не знали? Это ж чешкое село!

Историки знают

– Сейчас эту местность называют Анастасиевскими полянами, – рассказал краевед Александр Суслин. – А раньше она называась Чешскими полянами! В конце 19 века чехи семьями переселялись в Россию в поисках за новой жизнью. Осваивали Кавказ после того, как его отвоевали у горцев. Земли надо было заселять, на них работать! Местные жители не очень-то хотели в горах трудиться, да и не умели. И с горцами по-соседству жить было не комфортно. Легче пригласить иностранцев...Первые переселенцы появились в этих местах в 1866 году, а через шесть лет на Чешских полянах уже жило более ста чехов. Анастасиевкой село назвали в 1902 году.

Паломничество чехов в Россию началось в 1867 году. Чехам не сладко жилось под гнетом автрийцев в Австро-Венгрии. после того, как они получили аудиенцию у царя Александра II.
Именно после этого русское правительство создало льготные условия для переселения колонистов. Кстати, чехи тогда уезжали не только в Россию, ехали туда где была свободная земля и экономический потенциал. Это и США, и Бразилия. Началось небывалое переселение – более 30 тысяч чехов, в основном безземельных крестьян, на Северный Кавказ, Волынь и в другие области России. Помимо юга России, колонии чехов образуются в Москве, Петербурге, Киеве.

Вторая волна колонизации достигает своего апогея во времена столыпинской реформы на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков . Это были десятки тысяч, и уже не крестьяне, а предприниматели и средние технические кадры.

Но к этому моменту в глубинке России первые колонисты уже вполне освоились!

Выбирали сердцем

– У нас сначала чехи поселились в долине реки Псынахо, – рассказывает Александр Суслин. – Образовали хутора Кодрле, Мартынцев, Одегнала, Седлачкин, Шинкорин. А потом местная власть повелела им всем объединиться и переехать в одно место. Так легче было и контролировать, и защищать переселенцев. В первое время у них возникли конфликты с горцами. Как это часто бывает, чья-то корова вытоптала посевы, кто-то не там прошелся... Но после того, как в Большом Псеушхо прошел совет старейшин, и те велели своим землякам не трогать переселенцев, жители Анастасиевки зажили спокойно. А впоследствии даже и подружились с горцами.
Александр Суслин написал историю села Анастасиевки. Все, о чем он говорит, узнал из рассказов своих земляков и их архивных документов.

Интересно, как чехи выбирали место!

– Сначала их «разведчики» побывали там, где сейчас Гойтх. Им не понравилось – сквозняк! Посмотрели место возле Индюка. И опять пошли дальше. А вот те поляны вдоль реки Псынахо им очень приглянулись: чем-то были похожи на их милые сердцу Татры.


Судьбы

Наша коллега, заместитель редактора газеты «Черноморье сегодня» Марина Шахина — тоже потомок тех переселенцев.

– Бабушка рассказывала, – вспоминала Марина Шахина, – что в Туапсе попали случайно, а направлялись в Новороссийск, где чехи к тому времени укрепились хорошо. Попали в страшный шторм, не чаяли спастись, и судно прибило к берегам Туапсе, тут и высадились. Им показали, где живут чехи, туда и добрались...

– Кстати, эксперты утверждают, что историки очень хорошо исследовали темы усвоения русской культуры в Чехии, и русской эмиграции в Праге, нежели чешской в России. Мало известно о том, как складывались конкретные судьбы чехов, что волею судьбы оказались вдали от отчизны и для которых Россия стала родным домом.

– Судьба трех сестер Кордле – бабушек Марины очень в этом плане показательна. К тридцатому году семья, благодаря упорному труду, встала на ноги, была своя мясная ферма, жили хорошо. В период раскулачивания именно за это и пострадали. Почти всю семью выслали в Казахстан. Вернулись сестры в Туапсе только после войны...

Родовое гнездо

Семья Грейзик, к которым мы так случайно попали в гости это потомки тех самых первых переселенцев, которые основали Анастасиевку. Пра-пра-прадед Сергея Станиславовича Грейзик, мужа Валентины, прибыл сюда из Чехии. Здесь уже родились его дедушка и бабушка, отец и мама. Кстати, маму отец полюбил и нашел тоже в Анастасиевке. А вот сам Сергей Станиславович, учась в Ростовской области, приглядел красавицу Валентину, донскую казачку, и женился на ней.

– Начинали колонисты не сладко! – добавляет к нашей истории Сергей Станиславович. – Жили поначалу в землянках, где зимой было сыро и холодно, а летом приходилось спасаться от змей, мошкары и диких свиней. Коллективно занимались раскорчевкой лесов. Прибывшие в Россию чехи были не богаче российских крестьян. Но они быстро становились «состоятельными колонистами» именно в силу своего трудолюбия, организованности. Они начали строить мельницы, первыми стали применять для вспашки полей легкие плуги собственного изготовления (до них русские и другие поселенцы использовали тяжелые орудия труда, выворачивающие на поверхность плодородный слой), удобрение полей, полив и устройство лесозащитных полос. Они многое сделали для развития культуры сельского хозяйства, особенно в виноградарстве, садоводстве, овощеводстве. В табаководстве чехи превзошли даже греков, считавшихся в этой области большими специалистами.

Так уже складывалось, что переселенцы, уезжавшие в США, думали прежде всего о заработке, а те, что устремились в Россию, помимо естественного желания достатка, думали и о «славянской идее». Поэтому среди чехов в Краснодарском крае много общественных деятелей. А в Новороссийске в январе 1896 года чех, переселенец первой волны, Михаил Пенчул был избран городским головой. Он же был председателем городской думы и городской управы. И сделал очень много для Новороссийска.

У нас в Туапсе и районе потомков жителей села Анастасиевка очень много! Семьи Мотычко, Седлачек, Одегнал, Ганс и другие — известные в Туапсе.


А этот удивительный дом, мимо которого мы не смогли проехать, – родовое гнездо. Построен родителями Сергея Станиславовича еще до войны, в 30-х годах! Авианалеты его пощадили, поэтому этот домик, которому скоро будет 90 лет (а там и 100!) сохранился до наших дней. И не только сохранился, в нем выросло новое поколение Грейзиков – дочери Ирина и Мария. Именно Ирина любит разрисовывать дом.

– Она всю жизнь, с детства рисовала, – рассказывает Валентина Ивановна, – мечтала поступить в архитектурный институт, но закончила Кубанский технологический, работает проектировщиком в крупной краснодарской строительной фирме. Домой приезжает на выходные, в отпуск – и сразу же берется за краски и кисти. Не зря же есть поговорка – «что ни чех, то музыкант!», подразумевающая, что все чехи, – люди, наделенные разными талантами.

Даже конька-горбунка на крыше придумала Ирина! Нарисовала эскиз, а Сергей Станиславович нашел мастера, который выпилил. В планах у Ирины – раскрасить весь дом, сделать из него «игрушечку». Хотя он и так игрушечка. Игрушечка времени, чудом сохранившийся сувенир из прошлого трудолюбивой и талантливой туапсинской народности – чехов.
Published by
Светлана Светлова