Categories: Новости

Под колпаком

Мало кто знает, что этот голубой стеклянный купол, который сегодня так любят фотографировать гости города, собирали дважды. Один раз внизу, на земле, второй раз – здесь, почти на стометровой высоте.

Первое, на что обращают внимание в нашем городе подъезжающие из Сочи туристы – это башня, увенчанная голубым куполом в виде двух полушарий. Вот уже больше десяти лет украшающая главную площадь, она – визитная карточка Туапсе, символ города. И его загадка. Не раз приходилось слышать, как гадают приезжие. Кто-то утверждает, что это маяк, другие считают рестораном наподобие «Седьмого неба» Останкинской башни и долго ищут вход внутрь. Третьи уверены и уверяют знакомых, что это – диспетчерская порта. И они недалеки от истины. На высоте более шестидесяти метров, в стеклянном куполе, расположены службы глобальной системы слежения за судами. Сама башня построена и принадлежит федеральному ведомству «Росморпорт». У них мы и спрашивали разрешение подняться на вершину купола.

«Туапсинские вести» – первопроходцы!

А десять лет назад, когда башня эта еще строилась, мы были первыми журналистами, кто поднимался наверх еще по ступеням на ту же самую высоту. Лифта еще не было и в помине. И голубого купола – тоже. Он разобранный лежал внизу. На траве. Специалисты-иностранцы, строившие башню, собирали его дважды. Сначала внизу, чтобы понять, все ли сошлось, как надо, все ли болты и шурупы подошли. Потом купол снова разобрали на кусочки, подняли и «сшили» уже навечно. Теперь это – крыша дежурных диспетчеров системы управления движением судов. Они сидят «под колпаком» за своими компьютерами.

Видим всех и вся

– СУДС обеспечивает безопасность мореплавания не только в акватории порта, но и на подходах к нему, – объяснил сопровождающий нас работник службы безопасности Сергей Кузин. – И в комплексе с глобальной морской системой связи безопасности (ГМССБ), построенной нами еще в 1999 году, стоит на страже по спасению человеческих жизней при бедствии в море в предназначенной нам зоне восточной части Черного моря. То есть система охватывает все море. Наш СУДС отвечает за конкретный морской квадрат, который в поле зрения наших приборов. Координаты любого судна в квадрате можно определить до пяти метров.

Каждое судно, идущее в порт Туапсе, обязано за час до захода в нашу зону установить радиосвязь с СУДС порта Туапсе на канале 10 ОВЧ (позывной «Туапсе-Трафик-Контроль»), сообщить данные о судне, экипаже и грузе и получить разрешение на заход. Так же и при отходе с причала – правда, теперь уже за пятнадцать минут. Диспетчеры СУДС сопровождают каждое судно, как летные диспетчеры – самолеты в небе. Кстати, так же они сопровождают транзитные суда, идущие мимо Туапсе. Но в зоне нашего квадрата. За год в общей сложности они «проводят» более пятнадцати тысяч судов! В порт Туапсе в разные годы заходит от тысячи до полутора тысяч судов. Понятно, диспетчерам даже на минутку нельзя оторваться от наушников и экранов, где точкой движется корабль. Такая работа!

«Хитрая» антенна

И мы не стали их отвлекать и прошли на смотровую площадку, что расположена на вершине купола. Здесь же беспрерывно крутится локационная антенна. Ох, и наделала она шуму в первое время после пуска башни в эксплуатацию! Туапсинцы решили, что она облучает город! Сколько было комиссий, замеров! Не обошлось без замеров облучения даже на крыше «Каравеллы». Но, это еще раз подтвердило безопасность СУДС. А секрет в том, что движение антенны устроено так, что при повороте на город, она отключается, а включается лишь, когда «смотрит» на море».

В полете

Мы фотографировали город и порт с высоты птичьего полета. Но в особенно сильный порыв ветра чувствовали себя неуютно – все-таки мы не птицы. В сильные ветра башню, конечно, раскачивает. Но это — инженерно-конструктивная особенность. Об этом нам рассказывал ветеран Туапсинского порта, бывший начальник Морской администрации порта Туапсе, заслуженный работник транспорта Российской Федерации при котором строили и вводили башню в эксплуатацию, Богдан Васильевич Ванцар. А еще он говорил, что устойчивость башни рассчитана на силу ветра до 100 метров в секунду. Но в природе такого не бывает. А вот мало кто знает, что, кроме винтовой лестницы, той самой по которой мы уже ходили, для спасения людей в исключительных случаях предусмотрен спасательный гибкий чулок для спуска по нему с внешней стороны ствола башни. Правда, он не испытан, так как не нашлось добровольца лететь в чулке с высоты 60-ти метров вертикально вниз. Мы тоже не рискнули.

Мифы и легенды

Спустились на скоростном стеклянном лифте, расположенном с внешней стороны башни. Про этот лифт тоже ходит много историй. Да, бывает, что и он ломается. Его ремонтируют, и тогда те, чей рабочий день проходит на высоте птичьего полета, поднимаются пешочком в свое небо. Но самая нашумевшая история была вначале работы башни. Когда приехали высокие гости из министерства транспорта, чуть ли не министр или его заместитель. И вот вся делегация зашла в лифт, и тут что-то случилось со светом, лифт плавно опустился в подвал и там простоял некоторое время. Вместе с высокими гостями…

В общем, говорить о нашей любимой башне можно долго и много. За тринадцать лет своего существования она обросла мифами и легендами. У нее – много имен, и Чупа-Чупс, так нелюбимое портовиками и, наоборот, прижившееся в Туапсе, самое известное имя. Но главное – до сих пор по своему архитектурному решению СУДС в порту Туапсе не имеет аналогов в Европе. Это не фантазия, а фантастическая реальность. Именно так выглядит плывущий в небе над городом голубой шар…

Published by
Светлана Светлова