Categories: Новости

Искатель

Среди имен, представляемых нашим районом в номинации «Духовное имя Кубани», имя археолога, краеведа, верного и любящего сына земли туапсинской Мадина Тешева, занимает особое место. Потому что, прежде всего, он был великим Искателем. Искателем нашей общей истории, уходящей корнями в незапамятные времена.

И уж конечно, золотыми буквами в эту историю Мадина Тешева вписаны его находки и описания дольменов и кургана Псынако-1, удивительно и загадочного Храма Солнца.

Мадин Тешев: Духи моего народа не позволяют мне открыть его тайны. Они охраняют дольмены. Я ученый, и мой долг найти истину. Я адыгеец, я хочу, чтобы весь мир знал, насколько древним является наш народ, и какая у нас великая культура. Духи мне говорят: «Нельзя! Это наша тайна, и она не для всех». Если я раскопаю и опубликую, они могут отомстить мне…

Любовью, нет, даже страстью всей его жизни была археология. Потому что именно эта наука могла и может доказать или опровергнуть те или иные исторические гипотезы, легенды, предания. А уроженец аула Большое Псеушхо Мадин Тешев, как никто иной знал и любил историю родной земли. По окончании исторического факультета Кабардино-Балкарского госуниверситета, он принимал участие в экспедициях Краснодарского историко-археологического музея-заповедника, Московской, Ленинградской и Абхазской экспедициях. А уж свой родной Туапсинский район исходил и исследовал, что называется, вдоль и поперек, составив карту местных археологических ценностей. Но, бесспорно, главным алмазом этой сокровищницы, остается и поныне курганный комплекс Псынако-1, который Тешев нашел в 1972 году близ села Анастасиевки.

Это сакральное место, с которого, по утверждению местных жителей, можно видеть, как рано утром солнце танцует в небе, многие прозвали туапсинским Стоунхенджем. Кстати, в свое время Стоунхендж, неказистое местечко в английском графстве Уилтшир, сегодня – одно из самых притягательных и посещаемых туристами мест.  А это дает возможность богатеть и горя не знать местным английским фермерам, владельцам гостиниц и другим представителям инфраструктуры. Вот вы спросите, к чему это я? Да к тому, что трудами Мадина Камболетовича Тешева мы, жители Туапсинского района, получили в наследство неиссякаемое сокровище в виде мегалитического комплекса Псынако-1, подобных которому нет в России. Да что там, даже в мире!

Его Величество Случай. Он в судьбе любого археолога нередко играет роль той козырной карты, которая помогает срывать банк. И Тешеву Случай улыбнулся… «В 1972 году туапсинская археологическая экспедиция при активном участии клуба «Одисс» производила разведку археологических памятников в бассейне реки Пшенахо, – читаем мы в интервью Мадина Тешева газете «Ленинский путь» в 1986 году. – Недалеко от слияния рек Пшенахо и Туапсе перед нами неожиданно возникла холмообразная каменная насыпь… Было ясно, что необычный холм – рукотворный. Раскопки памятника дают возможность представить внешний вид панциря в его первозданном виде. Он был оформлен в виде солярного (солнечного) знака. От каменного кромлеха (культовой площадки), сооруженного над толосом (куполом), радиально выступают каменные «ребра», как расходящиеся солнечные лучи, которые упирались в каменную окольцовку насыпи. Простой подсчет показывает, что этих загадочных «ребер» должно быть где-то около двенадцати (лунный календарь). Разумно предположить, что сооружение могло являться пирамидой (храмом) Солнца. А может, и древней обсерваторией…. Можно предположить, что Псынаковский комплекс посвящен Солнцу. Если в конце неолита и ранней бронзы в Европе и Азии строили памятники, связанные с этим культом, то логично появление таких и на Кавказе».

Описания, чертежи, находки, фотографии, которые сделал М.К.Тешев, не имеют цены, тем более, что в настоящее время курган не может быть музеефицирован. Туапсинский Стоунхендж специально присыпан для защиты от времени и вандалов, которые, как известно, страшнее времени. Но, может, еще настанут времена, когда к нему «не зарастет народная тропа»?

Туапсинский Храм Солнца, да нет, собственно, вся работа Мадина Тешева стали поводом для встречи с ним самого главного путешественника Советского Союза, Юрия Сенкевича. В программе «Клуб кинопутешественников» Мадин Камболетович рассказал о своих находках, гипотезах, планах… Храм Солнца стал во все смыслах делом его жизни – умер Тешев на автовокзале, ожидая автобуса, на котором собирался ехать в очередной раз к Псынако-1. Но далеко не единственным в списке сокровищ времени, обнаруженных нашим Искателем. Если дольмены прибрежных селений были более-менее изучены еще в 50-х годах прошлого века, то северная часть района хранила (и хранит!) очень много тайн. Но было над чем работать и на юге. Так, Мадин Тешев организовал экспедицию на курган в Псебе в 1981 году. Туапсинских археологов там ждало немало сюрпризов: хорошо сохранившаяся керамика, бусы и каменные ящики. После обследований содержимого (в ящиках были найдены костяки мужчин, женщин и ребенка) выходило: это – семейный склеп! Позднее, то есть уже в наши 2000-е годы, было обнаружено порядка 20 костяков в найденном дольмене в Шепси. Так же, как и в гробнице в Псебе, они лежали на правом боку головой к отверстию. Это позволяет делать однозначный вывод: мы имеем дело с памятниками одной культуры.

Те, кто более менее считает себя посвященным в тайны древности земли туапсинской, увидели особый смысл в том, что в Шепси вдруг был вымыт на берег реки этот дольмен. И с такой же плитой, как у дольмена, найденного Тешевым в Псебе. Вот как говорит об этом искусствовед и краевед Алексей Качура:

– Я лично вижу в этом появлении сакральный смысл, некий знак. Чего? А вот об этом нужно подумать. Тешев непременно нашел был ключ к этим причинно-следственным связям.

– Фактически, и этот дольмен, и целое древнее поселение находились под рекой, – таково мнение Михаила Кудина, сотрудника отдела археологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований. – Хотя сам Мадин Камболетович считал, что гробница в Псебе не имеет к дольменной культуре никакого отношения, все же связь с ней есть.

Экспедиция ученых-археологов, работавших в Шепси, нашла много уникальных свидетельств древности: керамику, бусины, каменные предметы культа, орудия труда. Но… Река продолжает разрушать культурный слой, унося безвозвратно неповторимые артефакты.

О неутомимом, неудержимом в поиске Тешеве с теплом и любовью вспоминают и сегодня – друзья, коллеги по Туапсинскому историко-краеведческому музею им. Н.Г.Полетаева, в котором Мадин Камболетович работал старшим научным сотрудником без малого двадцать лет. Более того, сегодня наши музейщики уже собирают историю о нем самом. Начало положило 80-летие Тешева, которое отмечалось два года назад. В музее прошла научно-практическая конференция, на которой были представлены его монографии, выступили ученые, краеведы по темам, волновавшим его  всю жизнь. Теплая дружба связывала Тешева и с нашей газетой – первым сообщал о его находках наш в то время «Ленинский путь», по стопам его экспедиций прошли и «Туапсинские вести». Правда, не по всем, а значит, впереди – новые походы. И новые находки. И поиск, дело нашего искателя продолжается.

Published by
Оксана Смелая