Categories: Новости

Черноморские ворота НК «Роснефть»

ООО «РН – Морской терминал Туапсе» – ключевое общество компании «Роснефть». Его славная и героическая история неразрывно связана с историей города, его жителями и всего Краснодарского края.


Именно с нефтепровода «Грозный-Туапсе», который был построен в 1928 году, за год до нефтеперерабатывающего завода и началась история Туапсинского нефтекомплекса. В 1926-м году рабочие приступили к строительству нефтепровода. Однако еще с апреля 1927 года сюда стали приходить цистерны с бензином. Их отгружали с колес. Ежедневно из Грозного в Туапсе шли железнодорожные составы с нефтью. 7 ноября 1928 года по новому нефтепроводу пришла первая сунженская вода. Через месяц – первый керосин.

Новый нефтепровод представлял собой десятидюймовую сварную стальную трубу, оборудованную шестью перекачивающимися станциями. Линия тянулась от Грозного до Туапсе прямо через горы. Протяженность – 618 километров.

В 1929 году здесь, на левом берегу реки Туапсе вырос целый город из резервуаров! Сначала это были деревянные емкости, постепенно они заменялись стальными. Общая емкость в началу 30-х годов – 130 тысяч тонн. Трубы были уже проложены на южный мол, они напрямую соединялись с трюмами судов. Судно в 6-8 тысяч тонн заполнялось в среднем за 10 часов.

В редакции нашей газеты хранятся уникальные экземпляры – пожелтевшие листы «Ударника» (так раньше назывались «Туапсинские вести») за 1942-й, 1943-й, 1944 и 1945-й годы. И практические в каждом выпуске – сообщения о том, как трудятся, обеспечивая фронт, работники туапсинской перевалочной нефтебазы. Эти живые свидетельства истории предприятия возвращают нас в страшное, но героическое военное время…

Это была не просто работа – нелегкое испытание, проверка мужества, стойкости, выносливости. С начала войны предприятие было переведено на круглосуточный режим работы. С декабря 1941-го и до июня 1943 года Туапсинская нефтебаза регулярно подвергалась налетам немецкой авиации. Горели резервуары, трубопроводы…
Люди были переведены на казарменное положение – это уходить с работы вообще нельзя! Здесь они работали, спали, ели… В одну из бомбежек были сразу разбиты четыре резервуара и трубопровод, ведущий в порт. Горели трубы у железнодорожного моста. Восстановление трубопровода было на контроле у Ставки. Под бомбежками бригада за несколько дней ликвидировала прорыв. Позже они получили ордена и медали.

Ветеран Мария Дубровская вспоминает, что когда она после войны пришла на работу на нефтебазу – территория была вся в воронках, изувеченные резервуары ждали ремонта, вздыбленные трубы внушали ужас. Но нефтебаза работала. Восстановительные работы продолжались почти все 50-е.
Сегодня ООО «РН – Морской терминал Туапсе» – это современное, высокотехнологичное предприятие. Глубоководные причалы, мощные железнодорожные эстакады, безопасные для окружающей среды резервуары. Это черноморские ворота Компании «Роснефть», Краснодарского края, России.

Published by
Светлана Светлова