Когда чужой мои читает письма…

Разбирая домашнюю библиотеку, наткнулась на старый кожаный блокнот. Осенними пожелтевшими листьями из него вдруг полетели письма. Старые письма, адресованные бабушке. Харьков, Ашхабад, Луцк, село Чабукяни Лагодехского района Грузинской ССР…

А вот интересно, наши внуки и правнуки, по каким источникам они будут судить о нас? По хронике в соцсетях? Наверное, к тому времени они обязательно найдут с чего и как прочитать о нас.


Чужие письма читать нехорошо. Но если письма пережили адресатов, значит, для чего-то они сохранились? Из личной переписки ведь мы знали, какими на самом деле были Пушкин, Чехов, Тургенев и Толстой. Да что там – совсем другими открывают письма и наших родных, что роднее не бывает. Вот у бабули моей каких-то четыре класса образования было, а слог какой в ее переписке! И не одной ошибочки! Старые письма – такие удивительные и формой своей, и содержанием. Обязательное приветствие, зачастую с перечислением всех чад и домочадцев и не менее обязательное завершение, также с перечислением всех, кому передать привет и наилучшие пожелания. Текст самого письма мог быть любым чаще – на двух и более тетрадных листах. Не в обиду нынешним школьникам-выпускникам, но все умели тогда писать художественный текст, красиво излагать свои мысли, описывать состояние души и окружающего мира.

И вот – прогресс. Он сделал свое дело – сотовая связь, интернет могут в мгновение ока связывают нас с любой точкой земного шарика! Зачем же ждать неделями, а то и месяцами заветного письмеца? Зачем в тревожном волнении заглядывать в почтовый ящик (сейчас в нем если и бывают конверты, то разве что с «письмами счастья» от банков или налоговыми извещениями)? Но вместе с письмами ушел в прошлое и эпистолярный жанр. Язык соцсетей – это жанр совсем другой жутко неграмотной речи, причем как объективно (просто человек в школе плохо учился), так и искусственно. Есть такой особый шик у образованных и высококультурных людей умышленно писать неправильно, утрированно ошибаться. И зачем утруждаться описанием чувств и эмоций? А смайлики на что? Один мой знакомый, ярый противник смайликов, всегда просит: «Ты напиши мне так, чтобы я улыбнулся или разозлился, или прослезился! А не надо мне указывать, где смеяться или плакать!»

Человечество, конечно обязательно придумает еще новые и новые способы общения. Раз стала сказка «о яблочке на серебряном блюдечке», показывающем того, кто нужен, реальностью в виде скайпа, то почему бы не реализоваться телепортации? Вот соскучился по кому-либо, бац, кнопочку нажал,– и вот вы уже за столом сидите, общаетесь! Но все-таки мне немного жаль наивных, светлых, вежливых писем из прошлого. «Милочка, дорогая, здравствуй! Здравствуй, моя радость!..» – пожалуй, этой строчкой из адресованного бабушке письма я могу поделиться со всеми. Может, прочитав ее, кто-то и задумается, а как часто обращаемся мы сегодня друг к другу вот так? В письмах ли, в жизни? Я читаю чужие письма… Узнаю о том как и чем жили друзья бабушки в других республиках (теперь в других странах), узнаю точнейший курс постсоветских лари, манат, зайчиков… Бумаге можно было доверить многое, бумага, как известно, не краснеет. Но и она постепенно уходит в историю, как когда-то глиняные дощечки или папирус.

А вот интересно, наши внуки и правнуки, по каким источникам они будут судить о нас? По хронике в соцсетях? Наверное, к тому времени они обязательно найдут с чего и как прочитать о нас. Будут думать об этом, ведя переписку…
А, у вас дома хранятся старые письма? Может, пришло время их прочесть? Ведь, по сути, не такие уж они и чужие, раз хранятся и ждут своего часа…

Published by
Оксана Смелая