Отцов наказывать – не детям

На сокровенные вопросы наших читателей о прощении и наказании, о трудном выборе, о смысле жизни, заданные в письмах и по телефону, мы попросили ответить благочинного Туапсинского церковного округа отца Петра.

– Одна наша читательница поделилась возмущением тем, что сегодня бранную речь, мат можно услышать повсюду и даже от детей. Скажите, батюшка, а ведь сквернословие опасно, но чем – помимо этического неприятия?
– Христос учил, что человек даст ответ за каждое свое слово. Но, к сожалению, о смысле сказанных нами слов не задумываются не только дети, но и взрослые. Матерные слова восходят к давним временам, когда нужно было убить врага без меча. Вот выражение «убить словом» имеет и прямое значение. Так вот, нецензурная брань имела изначально ритуальное значение. Обратите внимание на то, что слова эти обычно связаны с интимным процессом в жизни человека, обращены на его близких по крови людей, а также призывают к некоему порабощению, унижению, пожеланию чего-то постыдного в адрес недруга. То есть когда произносится мат, произносится своего рода проклятие. Знаете, слово – это на самом деле великая сила, которая может как созидать, так и разрушать. Те, кто употребляет матерные слова, кто сквернословит, чаще всего подвержены заболеваниями гортани и вообще разным болезням. Скверные слова разрушают не только тех, на кого направлены, но и тех, кто их произносит.
А самое ужасное то, что их усиленно делают нормой нашего общения, протаскивая в телепередачах и фильмах. Да, именно телевидение сегодня формирует стиль, мировоззрение. Посмотрите: редкий фильм без насилия, без постельных сцен, без ругательств. Вот дети и воспринимают это как норму. А что таят в себе скверные слова, как выстраивают стену между человеком и Богом – об этом они не задумываются. Как и взрослые, увы.

– Вот как раз второй вопрос от наших читателей и касался темы фильмов и телевидения: можно ли, например, смотреть «Матильду»?
– Прежде всего, ответьте себе на вопрос: зачем мне это надо, что хочу получить от увиденного? Что касается моего мнения, то я считаю, что фильмы о нашей истории должны нести пример для подражания, они должны вызывать чувство гордости за свою страну, за свой народ. Быть русским – это значит несколько больше, чем национальность. Быть русским – это единение духа, веры, образа мысли, гордость причастности к этой великой земле и ее истории. А может этот фильм дать вам эту гордость своей историей? Есть ли в нем та самая русская правда, поиск которой становился и становится смыслом жизни наших соотечественников?

– Еще один вопрос, наиболее часто встречающийся, – о милостыни. Нужно ли подавать, например, пьяницам? Они ведь не на хлеб поданные деньги потратят.
– В Евангелии от Матфея сказано: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». То есть, просят – подай! Но не всякий творящий милостыню задумывается над тем, почему ему послан этот просящий, этот горький пьяница, опустившийся на дно человек? А он нам дан в назидании, как пример того, кем мы можем стать, как отражение наших пороков. Поэтому, подавая милостыню, просите Господа, чтобы участь просящего вас миновала. И никогда не осуждайте! Не лежит душа, не хотите подавать – не подавайте, но осуждать нельзя, в чем был промысел Божий в том, что попустил стать этому человеку таким. А вы знаете, что нищие, бродяги – это ведь показатель нашего общества. В иные времена и нищие были иными, и далеко не всегда они были пьяницами! И главное, помогать ближнему, накормить голодного, призреть сирого – это нужно не только страждущим, это нужно и тому, кто творит милостыню! В Писании сказано, «чтобы милостыня твоя была в тайне, и Отец твой, видящий в тайне, воздаст тебе явно». Сотворенное нами добро добром и возвращается. Но, конечно, не стоит думать, что творя милостыню, мы тем самым как бы покупаем себе Царство Небесное. Нужно, прежде всего, иметь Бога в душе, в сердце.

– А вот такая ситуация: папаша бросил семью, дочка росла без отца, сама всего добивалась в жизни, а затем, когда отец состарился, пришел к дочери за помощью. Как быть? Прощать или не прощать такое?
– Заповедь почитании родителей дана нам еще в Ветхом Завете. Стоит задуматься: а почему необходимость в ней появилась? Разве не естественно любить и почитать тех, кто дал тебе жизнь? Имеет ли христианин право обижаться на своих родителей? Мы призваны даже о людях, нам совершенно чужих, проявлять какую-то заботу, возможную и доступную для нас. А заботиться о родителях – это еще и долг.
Заповедь о необходимости почитать своих родителей человек может не только воспринять формально, но даже сердцем своим отвергнуть, потому что если твои родители не внушили тебе почтение к себе, то на чем будет основываться твое уважение и почитание их? Когда родители не раздражают своих детей, а любят и заботятся о них, то совершенно естественно, что у детей появляется, за что их в ответ любить и за что их почитать. Но для христианина любовь и уважение к человеку как образу и подобию Божию являются законом жизни. Поэтому нельзя взять и из общего числа людей, которых для христианина естественно любить и уважать, исключить родителей. Конечно, другие порою не успели тебе сделать того, что тебе сделали твои родители, – порой они являются просто врагами. Отцов наказывать не детям, они ответят перед Богом. Если Господь дал тебе родиться от этих людей, значит, есть нечто, что вас связывает. И надо это от Бога принять.

– Часто спрашивают люди и о том, как справляться с болью, с трудностями. Где брать силы?
– Уныние – грех. Нужно бороться со своим упадническим настроением, искать и находить утешение в добрых делах, в Боге. Ведь все проблемы – от неверия. Не верует человек, нет ни совести, ни страха перед Судом Божьим. А ведь на этот суд придут те, кто жил не по правде, без Бога в сердце. Вера помогает преодолеть все трудности, решить все проблемы (а их надо не игнорировать, а именно решать!), исправлять ситуацию. Так же как и милостыня воздается человеку, так же и доброе отношение, позитив возвращаются ему. Умейте радоваться, любите этот мир и берегите Бога в себе – и увидите, как жизнь вокруг вас преобразится.

Published by
Оксана Смелая