Пятьдесят лет назад туапсинские железнодорожники постановили: быть музею локомотивного депо! Именно тогда паровоз «Победа» («лебедянка», «лебедь» – у него названий много) начал уступать свое первенство на дороге электровозам. Но сегодня он снова – первый! Первый встречает посетителей музея. И символично уносит их на своих парах в прошлое.
Модель легендарного паровоза «Победа» – первый экспонат, который встречает посетителей.
– Он символично унесет нас в прошлое, – говорит смотритель музея, почетный железнодорожник, машинист Евгений Юсов (заглавное фото).
Как и у всех остальных экспонатов музея, у паровоза своя история. Детище войны, в Туапсе он пришел уже в пятидесятые годы. А ровно 60 лет назад у нас электрифицировали первый участок, и «Победа» уступила рельсы электровозам.
Здесь каждая вещь, каждая фотография имеет свою историю и биографию – такую же богатую, как биография владельца.
– Наверное, и я подарю музею свой осмотровый молоток, – говорит ветеран железной дороги Владимир Гринюк. – Я начинал со слесаря, а ушел на пенсию начальником локомотивного депо. Пятьдесят лет здесь отработал! И с инструментами не расставался – начальник все сам должен контролировать. А это такой молоток «волшебный», что по стуку можно определить, ослаблена гайка или нет. Мне его на заказ делали, а хромировал его я сам…
Александр Плужников проработал в депо мастером автоматного цеха даже чуть больше – 51 год! Он придирчиво разглядывает разные экспонаты. А вот у фотографии растрогался:
– Это ж наша молодость! Помню, как первые электровозы встречали. С оркестром! Митинг был!
Евгений Юсов показывает фотографии паровозов, на которых работал еще его отец. А вот и его первые локомотивы.
Среди раритетов – осмотровые фонари стрелочников начала прошлого века, специальные эмблемы, которые были на каждом локомотиве, на каждом вагоне, технические наставления машинистам почти столетней давности.
– Мы по крупицам собирали фотографии, документы, – рассказывает Евгений Юсов. – Тогда, пятьдесят лет назад очень нам помогли машинисты-фронтовики Виктор Зяблинцев, Николай Поздняков, Дмитрий Манец. Представляете, художник-оформитель Лев Гвоздев от руки печатными буквами писал стенды!
А несколько лет назад решили расширить экспозицию, отреставрировать музей, сделать его современным. Кинули клич по ветеранам, по всем железнодорожникам, у кого дома остались фотографии, документы. И понесли в музей раритеты!
Художник-оформитель Александр Стеблецкий разыскал и фото первого стойла для двух паровозов, и планерки с первым начальником депо – и не важно, что планерка прямо на улице, а рабочие сидят почти на земле полукругом, и половина из них – женщины.
Раскопал Александр Стеблецкий и номер «Туапсинских вестей», а тогда «Красного маяка», с объявлением, что требуются рабочие руки: «Большой спрос на рабочие руки на железной дороге», – писала газета. А депо называлось «Черноморка».
24 стенда с фотографиями, документы, вещи, экспозиции о военных годах, о послевоенных трудовых буднях, о сегодняшнем дне. Старинные фонари, атрибуты проводников, инструменты, символы, которые были на локомотивах.
Поколение тех, кто сейчас водит по музею молодежь, тогда в середине 60-х, только-только пришло в депо.
– Когда музей только начали создавать, – говорит Евгений Юсов, – упор делали на военные годы. В годы войны наши железнодорожники творили чудеса. Мой отец на фронте возглавлял колонну паровозов. А здесь, в тылу, многих мужчин заменили женщины. Был даже призыв партии: «Женщины – на паровоз!».
Конечно, мы тогда и не думали, что и нашему «периоду» будет посвящена экспозиция, просто работали – и все. А сейчас это стенд о комсомольско-молодежной колонне, которая стала настоящей кузницей кадров. Юрий Гетта, Александр Яровенко – они машинисты этой колонны.
Современные стенды – о новых локомотивах, что пришли в депо на смену старым паровозам, о возрождении сверхтяжелых рейсов, о строительстве Олимпиады в Сочи, о Сапсанах, Ласточках…
История продолжается! Выйдешь из музея – и увидишь чудо: супермощный, суперсовременный локомотив «Князь Владимир». Его только-только пригнали с завода. Локомотивному депо Туапсе оказана честь обкатать его. Вот наши машинисты через день и гоняют «князя» то в сторону Белоречки, то в Краснодар. Но скоро и это станет историей.