27 ноября 2017

Паровоз времени

Пятьдесят лет назад туапсинские железнодорожники постановили: быть музею локомотивного депо! Именно тогда паровоз «Победа» («лебедянка», «лебедь» – у него названий много) начал уступать свое первенство на дороге электровозам. Но сегодня он снова – первый! Первый встречает посетителей музея. И символично уносит их на своих парах в прошлое. Модель легендарного паровоза «Победа» – первый экспонат, который […]

Пятьдесят лет назад туапсинские железнодорожники постановили: быть музею локомотивного депо! Именно тогда паровоз «Победа» («лебедянка», «лебедь» – у него названий много) начал уступать свое первенство на дороге электровозам. Но сегодня он снова – первый! Первый встречает посетителей музея. И символично уносит их на своих парах в прошлое.

Модель легендарного паровоза «Победа» – первый экспонат, который встречает посетителей.

– Он символично унесет нас в прошлое, – говорит смотритель музея, почетный железнодорожник, машинист Евгений Юсов (заглавное фото).

Как и у всех остальных экспонатов музея, у паровоза своя история. Детище войны, в Туапсе он пришел уже в пятидесятые годы. А ровно 60 лет назад у нас электрифицировали первый участок, и «Победа» уступила рельсы электровозам.
Здесь каждая вещь, каждая фотография имеет свою историю и биографию – такую же богатую, как биография владельца.

– Наверное, и я подарю музею свой осмотровый молоток, – говорит ветеран железной дороги Владимир Гринюк. – Я начинал со слесаря, а ушел на пенсию начальником локомотивного депо. Пятьдесят лет здесь отработал! И с инструментами не расставался – начальник все сам должен контролировать. А это такой молоток «волшебный», что по стуку можно определить, ослаблена гайка или нет. Мне его на заказ делали, а хромировал его я сам…

Александр Плужников проработал в депо мастером автоматного цеха даже чуть больше – 51 год! Он придирчиво разглядывает разные экспонаты. А вот у фотографии растрогался:

– Это ж наша молодость! Помню, как первые электровозы встречали. С оркестром! Митинг был!
Евгений Юсов показывает фотографии паровозов, на которых работал еще его отец. А вот и его первые локомотивы.

Среди раритетов – осмотровые фонари стрелочников начала прошлого века, специальные эмблемы, которые были на каждом локомотиве, на каждом вагоне, технические наставления машинистам почти столетней давности.

– Мы по крупицам собирали фотографии, документы, – рассказывает Евгений Юсов. – Тогда, пятьдесят лет назад очень нам помогли машинисты-фронтовики Виктор Зяблинцев, Николай Поздняков, Дмитрий Манец. Представляете, художник-оформитель Лев Гвоздев от руки печатными буквами писал стенды!

А несколько лет назад решили расширить экспозицию, отреставрировать музей, сделать его современным. Кинули клич по ветеранам, по всем железнодорожникам, у кого дома остались фотографии, документы. И понесли в музей раритеты!
Художник-оформитель Александр Стеблецкий разыскал и фото первого стойла для двух паровозов, и планерки с первым начальником депо – и не важно, что планерка прямо на улице, а рабочие сидят почти на земле полукругом, и половина из них – женщины.

Раскопал Александр Стеблецкий и номер «Туапсинских вестей», а тогда «Красного маяка», с объявлением, что требуются рабочие руки: «Большой спрос на рабочие руки на железной дороге», – писала газета. А депо называлось «Черноморка».

24 стенда с фотографиями, документы, вещи, экспозиции о военных годах, о послевоенных трудовых буднях, о сегодняшнем дне. Старинные фонари, атрибуты проводников, инструменты, символы, которые были на локомотивах.

Поколение тех, кто сейчас водит по музею молодежь, тогда в середине 60-х, только-только пришло в депо.

– Когда музей только начали создавать, – говорит Евгений Юсов, – упор делали на военные годы. В годы войны наши железнодорожники творили чудеса. Мой отец на фронте возглавлял колонну паровозов. А здесь, в тылу, многих мужчин заменили женщины. Был даже призыв партии: «Женщины – на паровоз!».

Конечно, мы тогда и не думали, что и нашему «периоду» будет посвящена экспозиция, просто работали – и все. А сейчас это стенд о комсомольско-молодежной колонне, которая стала настоящей кузницей кадров. Юрий Гетта, Александр Яровенко – они машинисты этой колонны.

Современные стенды – о новых локомотивах, что пришли в депо на смену старым паровозам, о возрождении сверхтяжелых рейсов, о строительстве Олимпиады в Сочи, о Сапсанах, Ласточках…
История продолжается! Выйдешь из музея – и увидишь чудо: супермощный, суперсовременный локомотив «Князь Владимир». Его только-только пригнали с завода. Локомотивному депо Туапсе оказана честь обкатать его. Вот наши машинисты через день и гоняют «князя» то в сторону Белоречки, то в Краснодар. Но скоро и это станет историей.

9 июля 2025

Море в Новороссийске прогрелось до +25°C: пляжный сезон в разгаре на фоне аномальной жары

Тепло Чёрного моря в Краснодарском крае продолжает набирать обороты. По данным местных властей, в июле температура воды на большинстве пляжей региона достигла рекордных +24°C. Ещё теплее ситуация на Азовском море: на курортах Приазовья вода прогрелась до +26°C.

Однако пляжный сезон проходит на фоне аномальной жары. В Краснодарском крае с 8 по 11 июля действует штормовое предупреждение из-за экстремальных температур, достигающих +40°C. Гидрометцентр России поясняет, что жаркая погода вызвана поступлением средиземноморской воздушной массы под влиянием малоподвижного континентального антициклона. Температура воздуха на юге и в средней полосе европейской части России превышает климатическую норму на 3–8 градусов.

Читать далее

ВСУ атаковали Курск: трое погибших на городском пляже, 10 пострадавших, удары по больнице и агрофирме

В ночь на 9 июля 2025 года Вооружённые силы Украины (ВСУ) нанесли серию ударов беспилотниками по Курской области, в результате чего пострадали мирные жители и объекты гражданской инфраструктуры. Об этом сообщил врио губернатора региона Александр Хинштейн в своём Telegram-канале.

На городском пляже «Городской» в Курске в результате атаки БПЛА погибли три человека, все — мужчины. Один из них — старший сержант Росгвардии, который прибыл на место после первых сообщений об атаке и начал эвакуацию отдыхающих. Во время второго взрыва росгвардеец получил смертельные ранения.

«Его героизм неоценим. Мы уже обсудили с руководством Росгвардии представление сотрудника к государственной награде посмертно», — отметил Хинштейн. По уточнённым данным экстренных служб, число пострадавших на пляже достигло 10 человек, включая пятилетнего мальчика, который, по словам Хинштейна, «закрыл собой маму во время атаки». Все пострадавшие получили осколочные ранения и ожоги разной степени тяжести, пятеро находятся в тяжёлом состоянии. Троим, включая ребёнка, успешно провели операции в Курской областной больнице. Мальчика и его мать планируют перевезти в Москву для дальнейшего лечения. Кроме того, в ночь на 9 июля украинские беспилотники атаковали инфекционный корпус Рыльской центральной районной больницы, здание скорой помощи и административное здание ЗАО «Агрофирма Рыльская».

В результате ударов в Рыльске пострадали две женщины, а на зданиях зафиксированы повреждения кровли и возгорания. Также днём ранее дрон ВСУ разрушил частный дом в селе Карыж Глушковского района, ранив 70-летнего мужчину, который получил осколочные ранения лица и глаза. Следственный комитет России (СКР) квалифицировал атаки как теракт и возбудил уголовное дело по ст. 205 УК РФ. На месте происшествия обнаружены фрагменты БПЛА с элементами, предназначенными для «максимального поражения гражданского населения». Ведётся расследование для установления причастных к атакам представителей ВСУ.

По данным Минобороны РФ, в ночь на 9 июля над регионами России было сбито 86 украинских беспилотников, из них 23 — над Курской областью. Хинштейн подчеркнул, что ситуация находится под контролем властей, а пострадавшим и семьям погибших будет оказана вся необходимая помощь. «Эта атака — ещё одно варварское преступление против мирных жителей. Все виновные понесут наказание», — заявил врио губернатора.

*Источники: Telegram-канал Александра Хинштейна, РИА Новости, Коммерсантъ, Ведомости

Читать далее
1 июля 2025

ТБТ: расти и развиваться

Традиционно в преддверии Дня работников морского и речного флота России Туапсинский балкерный терминал чествует тех, кто вносит вклад в его высокую эффективность, крепит трудовые традиции – и очень любит своё дело

На Туапсинском балкерном терминале трудятся профессиональные специалисты, команда, объединённая чувством ответственности  за успех общего дела, на высокий результат.

Сегодня – слово лучшим работникам ТБТ, труд которых будет отмечен к профессиональному празднику Благодарностями и Почётными грамотами.

Читать далее
25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее