Театральный роман. История с продолжением

55 лет назад в Туапсе появился народный театр, прародитель ТЮЗа. Его основателями были Сергей Пронский и Михаил Штейнбок.

Ох, не зря любил великий Пушкин красавицу-осень! Это пышно-прекрасное время года урожайно и плодовито во всем – в рубиновых и золотых яблоках, нефритовой капусте, а также в стихах, прозе и других делах душевных. И, наверное, не случайно в пору золотой осени 1958 года произошла встреча двух с виду ничем не примечательных людей, от творческого содружества которых и появился наш туапсинский народный театр. Туапсинцы постарше безошибочно назовут их имена – Пронский и Штейнбок.
Сегодня, глядя на метаморфозы нашего ТЮЗа, следя со сладким посасыванием под ложечкой за действами его новых постановок, еще больше проникаешься мыслью, что ничего не может возникнуть просто так. И зерна театральности туапсинской публики, эта ненасыщаемая потребность в высоком искусстве были заложены тогда, в пятьдесят восьмом. И вот как вспоминал этот «посев» один из его ростков, историк и вечный романтик Эдуард Иосифович Пятигорский:

«В 1958 году в краевом управлении культуры появился высокий плотный человек. Мужчина представился:

– Пронский Сергей Павлович, театральный режиссер. Ищу работу.

Начальник управления обрадовался:

– Знакомьтесь – директор Дворца культуры нефтяников из Туапсе Михаил Семенович Штейнбок. Мечтает об организации самодеятельного театра.

При ДКН (Дворец культуры нефтяников) уже существовал драматический кружок. С появлением Пронского в Туапсе произошло слияние самодеятельных коллективов ДКН и ДКМ в единую труппу туапсинского народного театра. Он получил базу в городском парке, но спектакли, как правило, ставились во Дворце культуры моряков (ныне ГДК). Первой работой была постановка по пьесе М. Кочина «Жизнь за жизнь». Спектакль был принят зрителями с восторгом. Газета «Ленинский путь» (ныне «Туапсинские вести») в номере от 7 ноября (!) 1958 года посвятила ему гигантскую рецензию Евгения Берлизова. А через год театр получает название – Туапсинский народный драматический.

В труппу пошла молодежь – Р. Райкопуло, Э. Тыльчик, В. Еириенко, Л. Чикурова, Т. Павлова, В. Малышев и… ваш покорный слуга. Театр был не просто подмостками, а подлинным учебным заведением. Слушателям преподавались основы театрального искусства. Сергей Павлович Пронский ушел из жизни в 1967 году, но театр продолжал работать. Продолжали жить уроки мастерства и любви к театру, которые он преподал вместе со своей супругой Татьяной Ивановной. Они стали путевкой в актерскую жизнь для Ларисы Чикуровой, Клавдии Азаровой и Тамары Павловой. Любопытная ситуация сложилась с театром им. Ленинского комсомола: здесь в конце 70-х работали Лариса Чикурова и Андрей Болтнев. Оба начинали свой путь на профессиональную сцену в Туапсе».

А в продолжение этого экскурса, который мы можем совершить благодаря печатным статьям Эдуарда Иосифовича, мне бы хотелось привести его размышления о предназначении Города:

«Любой город – генератор талантов. Он выплескивает в страну «протуберанец» потенциальных Героев, выдающихся ученых, организаторов производств, художников, писателей, артистов и спортсменов. Это – главная функция города как генератора «человеческого фактора». Когда «протуберанец» начинает иссякать, это значит, что город утрачивает дух здорового авантюризма и стареет. Он все чаще поет гимн «На мой век хватит!», гимн собственной самодостаточности, и все больше превращается в толпу самодовольных утилизаторов пищи…»

Как Ильф и Петров, как Станиславский и Немирович-Данченко

Да, конечно, не личность творит историю, а… содружество личностей. Пожалуй, достаточно двух, ярких, сильных, жаждущих настоящего. Как Станиславский и его альтер эго Немирович-Данченко, как туапсинские Пронский и Штейнбок. Заметим, что Сергей Пронский был выпускником театральной студии Станиславского. А здесь он обрел единомышленника и такого же , как и сам, подвижника Мельпомены и Талии в лице Михаила Штейнбока. Они-то и зажгли первые звезды поистине народных талантов туапсинских рабочих, инженеров, служащих, педагогов…

Читаем в газете «Ленинский путь»: «Эту мысль (в образе доньи Хуаны – О.С.) тонко и отчетливо прочертила своей игрой воспитательница детского сада № 9 Любовь Кияева… Ее служанку, Леонору, играет нормировщица механических мастерских Валентина Пика… Живо и вместе с тем просто играет солдата Эрнандо учащийся гидрометеотехникума Валентин Дворцов, а дона Педро, полного верности, преданности и нежной любви, исполнил Эдуард Тыльчик… Туапсинский театр показал свой новый спектакль «Чудеса пренебрежения» по пьесе Лопе де Вега». В репертуаре народного театра и классика А. Чехова, М. Горького, А. Островского, и современная драматургия Б. Васильева, А. Коломийцева, Л. Леонова, который, в частности, писал: «Прошу передать коллективу театра мою признательность за отданное моей пьесе творческое время… Хочу пожелать всем терпения – копать по возможности глубже до спрятанного в тексте третьего, четвертого горизонта».

И они «копали». Докеры, учителя, инженеры, медсестры, создавая элиту культуры родного города. «Протуберанцы», находившие в сутках дополнительные часы вопреки всей физике, чтобы после трудового дня играть, блистать, творить. «Не верю»? Это было не для них.

Ренессанс

Эпоха Возрождения. Что может быть прекраснее гармоничного слияния богатейших традиций с новаторскими и смелыми решениями современности? Сегодня наш туапсинский Театр юного зрителя – это профессиональный, творческий коллектив с огромным потенциалом. Но он же – и правопреемник той самой публики, которую вырастили в свое время Пронский и Штейнбок.
Туапсинцы были избалованы и репертуаром, и стилем, и подачей спектаклей (в период с 1958 по 1991 год было поставлено 56 пьес и сыграно 800 спектаклей!). И это очень чутко уловил художественный руководитель нашего ТЮЗа Александр Лухин: «Единственный наследник», «Золушка», «Мой милый Плюшкин» – эти и другие премьеры современного периода демонстрируют не только вкус, но и стремление найти понимание зрителя. Чувствительные туапсинцы оценили, что наряду со столичными звездами, встречами с которыми балует нас Александр Лухин, мы ощущаем творчество и Амбарцума Карабашьяна, с которого, собственно, и начинался ТЮЗ, и заслуженного артиста Кубани Павла Захарченко, и всей труппы – нашей, туапсинской, а потому «самой лучшей»!

Возможно, Ренессанс, в котором пребывает сегодня наш театр, возродит и самодеятельные театральные кружки для взрослых и детей. Ведь, шутка ли, в свое время в труппу туапсинского народного театра входило 160 человек! С подмостков народного театра вышли к Олимпу искусства актер Андрей Болтнев, художник-мультипликатор Михаил Алдашин, театральный художник и режиссер Павел Каплевич. Но это – уже другая история, с которой мы познакомим читателя в самое ближайшее время.

Published by
Карл Карпенко