9 ноября 2013

Театральный роман. История с продолжением

55 лет назад в Туапсе появился народный театр, прародитель ТЮЗа. Его основателями были Сергей Пронский и Михаил Штейнбок.

Ох, не зря любил великий Пушкин красавицу-осень! Это пышно-прекрасное время года урожайно и плодовито во всем – в рубиновых и золотых яблоках, нефритовой капусте, а также в стихах, прозе и других делах душевных. И, наверное, не случайно в пору золотой осени 1958 года произошла встреча двух с виду ничем не примечательных людей, от творческого содружества которых и появился наш туапсинский народный театр. Туапсинцы постарше безошибочно назовут их имена – Пронский и Штейнбок.
Сегодня, глядя на метаморфозы нашего ТЮЗа, следя со сладким посасыванием под ложечкой за действами его новых постановок, еще больше проникаешься мыслью, что ничего не может возникнуть просто так. И зерна театральности туапсинской публики, эта ненасыщаемая потребность в высоком искусстве были заложены тогда, в пятьдесят восьмом. И вот как вспоминал этот «посев» один из его ростков, историк и вечный романтик Эдуард Иосифович Пятигорский:

«В 1958 году в краевом управлении культуры появился высокий плотный человек. Мужчина представился:

– Пронский Сергей Павлович, театральный режиссер. Ищу работу.

Начальник управления обрадовался:

– Знакомьтесь – директор Дворца культуры нефтяников из Туапсе Михаил Семенович Штейнбок. Мечтает об организации самодеятельного театра.

При ДКН (Дворец культуры нефтяников) уже существовал драматический кружок. С появлением Пронского в Туапсе произошло слияние самодеятельных коллективов ДКН и ДКМ в единую труппу туапсинского народного театра. Он получил базу в городском парке, но спектакли, как правило, ставились во Дворце культуры моряков (ныне ГДК). Первой работой была постановка по пьесе М. Кочина «Жизнь за жизнь». Спектакль был принят зрителями с восторгом. Газета «Ленинский путь» (ныне «Туапсинские вести») в номере от 7 ноября (!) 1958 года посвятила ему гигантскую рецензию Евгения Берлизова. А через год театр получает название – Туапсинский народный драматический.

В труппу пошла молодежь – Р. Райкопуло, Э. Тыльчик, В. Еириенко, Л. Чикурова, Т. Павлова, В. Малышев и… ваш покорный слуга. Театр был не просто подмостками, а подлинным учебным заведением. Слушателям преподавались основы театрального искусства. Сергей Павлович Пронский ушел из жизни в 1967 году, но театр продолжал работать. Продолжали жить уроки мастерства и любви к театру, которые он преподал вместе со своей супругой Татьяной Ивановной. Они стали путевкой в актерскую жизнь для Ларисы Чикуровой, Клавдии Азаровой и Тамары Павловой. Любопытная ситуация сложилась с театром им. Ленинского комсомола: здесь в конце 70-х работали Лариса Чикурова и Андрей Болтнев. Оба начинали свой путь на профессиональную сцену в Туапсе».

А в продолжение этого экскурса, который мы можем совершить благодаря печатным статьям Эдуарда Иосифовича, мне бы хотелось привести его размышления о предназначении Города:

«Любой город – генератор талантов. Он выплескивает в страну «протуберанец» потенциальных Героев, выдающихся ученых, организаторов производств, художников, писателей, артистов и спортсменов. Это – главная функция города как генератора «человеческого фактора». Когда «протуберанец» начинает иссякать, это значит, что город утрачивает дух здорового авантюризма и стареет. Он все чаще поет гимн «На мой век хватит!», гимн собственной самодостаточности, и все больше превращается в толпу самодовольных утилизаторов пищи…»

Как Ильф и Петров, как Станиславский и Немирович-Данченко

Да, конечно, не личность творит историю, а… содружество личностей. Пожалуй, достаточно двух, ярких, сильных, жаждущих настоящего. Как Станиславский и его альтер эго Немирович-Данченко, как туапсинские Пронский и Штейнбок. Заметим, что Сергей Пронский был выпускником театральной студии Станиславского. А здесь он обрел единомышленника и такого же , как и сам, подвижника Мельпомены и Талии в лице Михаила Штейнбока. Они-то и зажгли первые звезды поистине народных талантов туапсинских рабочих, инженеров, служащих, педагогов…

Читаем в газете «Ленинский путь»: «Эту мысль (в образе доньи Хуаны – О.С.) тонко и отчетливо прочертила своей игрой воспитательница детского сада № 9 Любовь Кияева… Ее служанку, Леонору, играет нормировщица механических мастерских Валентина Пика… Живо и вместе с тем просто играет солдата Эрнандо учащийся гидрометеотехникума Валентин Дворцов, а дона Педро, полного верности, преданности и нежной любви, исполнил Эдуард Тыльчик… Туапсинский театр показал свой новый спектакль «Чудеса пренебрежения» по пьесе Лопе де Вега». В репертуаре народного театра и классика А. Чехова, М. Горького, А. Островского, и современная драматургия Б. Васильева, А. Коломийцева, Л. Леонова, который, в частности, писал: «Прошу передать коллективу театра мою признательность за отданное моей пьесе творческое время… Хочу пожелать всем терпения – копать по возможности глубже до спрятанного в тексте третьего, четвертого горизонта».

И они «копали». Докеры, учителя, инженеры, медсестры, создавая элиту культуры родного города. «Протуберанцы», находившие в сутках дополнительные часы вопреки всей физике, чтобы после трудового дня играть, блистать, творить. «Не верю»? Это было не для них.

Ренессанс

Эпоха Возрождения. Что может быть прекраснее гармоничного слияния богатейших традиций с новаторскими и смелыми решениями современности? Сегодня наш туапсинский Театр юного зрителя – это профессиональный, творческий коллектив с огромным потенциалом. Но он же – и правопреемник той самой публики, которую вырастили в свое время Пронский и Штейнбок.
Туапсинцы были избалованы и репертуаром, и стилем, и подачей спектаклей (в период с 1958 по 1991 год было поставлено 56 пьес и сыграно 800 спектаклей!). И это очень чутко уловил художественный руководитель нашего ТЮЗа Александр Лухин: «Единственный наследник», «Золушка», «Мой милый Плюшкин» – эти и другие премьеры современного периода демонстрируют не только вкус, но и стремление найти понимание зрителя. Чувствительные туапсинцы оценили, что наряду со столичными звездами, встречами с которыми балует нас Александр Лухин, мы ощущаем творчество и Амбарцума Карабашьяна, с которого, собственно, и начинался ТЮЗ, и заслуженного артиста Кубани Павла Захарченко, и всей труппы – нашей, туапсинской, а потому «самой лучшей»!

Возможно, Ренессанс, в котором пребывает сегодня наш театр, возродит и самодеятельные театральные кружки для взрослых и детей. Ведь, шутка ли, в свое время в труппу туапсинского народного театра входило 160 человек! С подмостков народного театра вышли к Олимпу искусства актер Андрей Болтнев, художник-мультипликатор Михаил Алдашин, театральный художник и режиссер Павел Каплевич. Но это – уже другая история, с которой мы познакомим читателя в самое ближайшее время.

12 апреля 2024

Спасать людей после ДТП в Туапсинском районе бросилась случайно оказавшаяся рядом фельдшер

Ольга Раганян, 23-летняя сотрудница туапсинской Станции скорой помощи, на своей машине ехала по трассе Туапсе-Майкоп, где возле хутора Греческий столкнулись автобус и две легковушки.

«Я утром ехала на своей машине домой после смены, - говорит Ольга Вячеславовна. – И вдруг впереди произошла эта авария. Я сразу же направилась к людям, вдруг есть пострадавшие.

В автобусе пострадавшими оказались женщина и мужчина, нашлась аптечка в автобусе и вторая – в легковом автомобиле, где пострадал водитель. Я сделала перевязки, старалась поддержать пострадавших в этой стрессовой ситуации.

Читать далее
9 апреля 2024

Как в Туапсинском районе на след убийцы вывел череп

Под руководством Александра Логвина туапсинский Отдел милиции раскрывал до 300 уголовных дел
в год.

"В Агое в реке всплыл человеческий череп, в полицию сообщили местные жители, – вспоминает спустя почти сорок лет полковник милиции в отставке Александр Логвин.

– На место выехала группа криминалистов. Сначала выдвинули версию, что осадками подмыло одно из кладбищенских захоронений. Однако, детально осмотрев находку, наш эксперт заметил на костях черепа следы свинца. Кладбищенская версия рухнула, мы поняли, что имеем дело с убийством.

Читать далее
13 марта 2024

Марет Чачух научилась говорить по-русски в школе, а сегодня она – учительница адыгейского языка

На ее уроках ученики сош № 12 села Георгиевского познают не только письменную и устную речь своих предков, но и основы традиций, быта, причем, учат родной язык не только по учебникам, но и через танец.

«Очень люблю танцевать, - признается Марет Чачух. – В танце можно сказать все без слов. С танца началась моя работа педагога: учила молодежь Цыпки, где живу с 5 лет, как чувствовать ритм, как правильно двигаться. У некоторых плохо получалось, приходилось из двенадцати танцевальных частей делать только шесть.

Потом поняла: пока сердцем не почувствуют, пока душа не затанцует, так и будет. Ведь что получается? Раньше танец был обязательным на общих и семейных праздниках, танцевали родители, танцевали дедушки и бабушки. Танец для всех был частью жизни. Вот также и с родным языком.

Читать далее
8 марта 2024

Русская матушка

Ирина – жена священника отца Павла, мать троих детей, дипломированный врач. И хотя Международный женский день далекий от церкви праздник – отец Павел обязательно дарит матушке Ирине какой-нибудь милый подарок. Православным не возбраняется проявлять любовь и заботу в любобое время. Так что светское 8 Марта, славящее материнство и женственность, отмечают даже глубоко верующие люди.

Семья Чергинец приехала в Туапсинский район из зоны СВО, из Херсонской области, в ноябре 2022 года. Проводилась эвакуация мирного населения от украинских обстрелов. Прибыли в пункт временного размещения в Небуге, где до сих пор зарегистрированы. 

Павел и Ирина 13 лет вместе. Старшей дочке Марии 11 лет, сыну Ивану 7 лет, а младшей Анастасии 5 лет. Матушка занимается домом, детьми и помогает мужу во всем. Руководит сейчас церковным хором в храме при туапсинском роддоме. Детей, кстати, взяли в музыкальную школу. Ивана – на хоровое отделение, а Машу – на фортепиано. 

Читать далее
23 февраля 2024

Отец «Жеглова»

Юрий Козленко – учитель в туапсинской школе No2. Не все знают: на его счету 156 боевых операций во второй чеченской кампании. Он дважды ранен, дважды контужен. Служил в ФСБ, награжден как за боевые заслуги, так и за борьбу с религиозным экстремизмом, экономической преступностью.

Юрий Козленко воспитал сына, который поднял русское знамя на здании администрации Херсона. Позывной сына – «Жеглов». Мы писали о нём. Поговорили с Юрием Козленко о семейных ценностях, деятельной любви к России военной службе

– У вас столько боевых наград... Просто удивляешьсякакоткуда?

Читать далее