Легализовать многоженство в стране все настойчивее требуют мусульмане. На днях муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов заявил, что узаконив многоженство по всей России, можно решить ряд социальных проблем, связанных с тем, что в стране существенно больше женщин, чем мужчин.
Заявление одного из духовных лидеров российских мусульман вызвало общественный резонанс. Возобновилась дискуссия о том, сколько в стране граждан, исповедующих ислам. Сами мусульмане говорят, что их в России больше 20 миллионов.
Формально речь идет, прежде всего, о статье 14 Семейного кодекса РФ, согласно которой «не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке». Иными словами, многоженство в стране — под запретом.
На заявление муфтия Москвы быстро отреагировали в Совете по правам человека при президенте РФ. Ответственный секретарь СПЧ Ирина Киркора сообщила РИА Новости, что легализация многоженства обернется множеством правовых коллизий, законодательных противоречий.
Однако вопрос на самом деле настолько непростой, что четко обосновать позицию не получается даже у опытных ораторов из СПЧ. Поэтому придется процитировать Ирину Киркора полностью.
«В РФ действует единый документ в области семьи — это Семейный кодекс, в котором для всех отношения прописаны одинаково. И делать из него исключения…, когда у нас единое законодательство в многонациональном, многоконфессиональном государстве, когда мы говорим, что брак — это регистрация в органах ЗАГС, когда мы для себя определяем, что каждая пара, это мужчина и женщина, это семья, то … мы открываем ящик Пандоры», — сказала РИА Новостям ответсек СПЧ.
Далее Ирина Киркора фактически предложила мусульманам, у которых больше одной жены, игнорировать государственный институт брака.
«Действительно, в традиции мусульманской иметь до четырех жен с равными условиями по отношению к каждой. И, действительно, сейчас, наверное, есть ситуации, когда мужчина не регистрирует брак, а фактически живет с несколькими семьями. Но у нас очень многие вообще перестали брак регистрировать. Но в данной ситуации это решение взрослых людей», — пояснила ответственный секретарь СПЧ.
Однако мусульмане требуют узаконить многоженство, как раз для того, чтобы все участники такого брака были одинаково защищены государством. В том числе в случае развода.
Возможно мусульманам давно бы пошли навстречу, если бы не радикальное женское крыло нашего общества — феминистки. Причем они получат мощную поддержку с Запада. Сама постановка вопроса о многоженстве — вызывает шквал обвинений в ущемлении прав женщин.
Иными словами, в стране не удастся законодательно разрешить полигамию только мужчинам. Женщины также должны получить право регистрировать семью сразу с несколькими супругами.
Последнее неприемлемо как для мусульман, так и для христиан. Учитывая социальную активность религиозных людей — “многомужство” в нашей стране, очевидно, пока не приемлемо. Даже термина такого нет, приходится использовать неологизм.
Между тем, многоженство не было всегда чем-то жестко табуированным для христиан. Речь идет не только о Ветхом Завете, где в Книге Бытия сказано:
«И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла (Селла)». В Ветхом Завете также есть несколько известных персонажей, которые были многожёнцами, например: Авраам, Иаков, Давид и Соломон. У Давида было, по меньшей мере, восемь жён и не меньше наложниц. Сын Давида, царь Соломон, имел 700 жён и 30 наложниц (3 книга Царств 11:3).
В периоды войн и эпидемий, когда погибало много мужчин, церковные иерархи закрывали глаза на то, что христиане берут себе по две жены. Причина очевидна — требовалось быстрое восполнение сократившейся популяции. Убедительные аргументы духовные лидеры легко находили в Священных книгах.
Исторические свидетельства о попустительстве полигамии затем тщательно уничтожались — как только снова возникала экономическая и политическая необходимость в жесткой моногамии.
Вспомним, хотя бы буллу папы римского Иннокентия X, изданную после Тридцатилетней войны (1618—1648). Тогда обезлюдели огромные территории в Германии — и надо было как-то восстанавливать христианское население. О том была булла издана или нет ведутся споры. Но то, что полигамия была распространена в Европе в этот период — факт.
Отметим также, что в Конституции РФ количество супругов в браке не оговаривается. При этом закреплен основополагающий принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины.
Таким образом, легализация многоженства или ужесточение моногамии в России — вопрос времени. Если в стране доля мусульман и впредь будет неуклонно расти — многоженство придется узаконить. Если нас ожидает доминирование православных традиций — нас ждет жесткая моногамия. Но в обоих случаях — произойдет консервация культуры, под запретом окажутся проявления сексуальности, большое количество произведений искусства и т.д.
Напротив, если страна пойдет европейским путем — рано или поздно произойдет легализация полигамии. Причем во всех смыслах независимо от половой принадлежности вступающих в брак.