Categories: Новости

Будет ли узаконено многоженство в России? За и против

Легализовать многоженство в стране все настойчивее требуют мусульмане. На днях муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов заявил, что узаконив многоженство по всей России,  можно решить ряд социальных проблем, связанных с тем, что в стране существенно больше женщин, чем мужчин.

Массейс Ян. «Давид и Вирсавия» 1562 год.
По преданию у библейского царя Давида было множество жен. Не менее восьми

Заявление одного из духовных лидеров российских мусульман вызвало общественный резонанс. Возобновилась дискуссия о том, сколько в стране граждан, исповедующих ислам. Сами мусульмане говорят, что их в России больше 20 миллионов.

Формально речь идет, прежде всего, о статье 14 Семейного кодекса РФ, согласно которой «не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке». Иными словами, многоженство в стране — под запретом.

На заявление муфтия Москвы быстро отреагировали в  Совете по правам человека при президенте РФ. Ответственный секретарь СПЧ Ирина Киркора сообщила РИА Новости, что легализация многоженства обернется множеством правовых коллизий, законодательных противоречий.

Символ моногамии в православии — святые Петр и Феврония. Источник: http://pravoslavie-ru.tk

Однако вопрос на самом деле настолько непростой, что четко обосновать позицию не получается даже у опытных ораторов из СПЧ. Поэтому придется процитировать Ирину Киркора полностью.

«В РФ действует единый документ в области семьи — это Семейный кодекс, в котором для всех отношения прописаны одинаково. И делать из него исключения…, когда у нас единое законодательство в многонациональном, многоконфессиональном государстве, когда мы говорим, что брак — это регистрация в органах ЗАГС, когда мы для себя определяем, что каждая пара, это мужчина и женщина, это семья, то … мы открываем ящик Пандоры», — сказала РИА Новостям ответсек СПЧ.

Далее Ирина Киркора фактически предложила мусульманам, у которых больше одной жены, игнорировать государственный институт брака.

«Действительно, в традиции мусульманской иметь до четырех жен с равными условиями по отношению к каждой. И, действительно, сейчас, наверное, есть ситуации, когда мужчина не регистрирует брак, а фактически живет с несколькими семьями. Но у нас очень многие вообще перестали брак регистрировать. Но в данной ситуации это решение взрослых людей», — пояснила ответственный секретарь СПЧ.

Вопреки расхожим представлениям мусульманская семья чаще моногамная. Фото: sudbainfo.ru

Однако мусульмане требуют узаконить многоженство, как раз для того, чтобы все участники такого брака были одинаково защищены государством. В том числе в случае развода.

Возможно мусульманам давно бы пошли навстречу, если бы не радикальное женское крыло нашего общества — феминистки. Причем они получат мощную поддержку с Запада. Сама постановка вопроса о многоженстве — вызывает шквал обвинений в ущемлении прав женщин.

Иными словами, в стране не удастся законодательно разрешить полигамию только мужчинам.  Женщины также должны получить право регистрировать семью сразу с несколькими супругами.

Последнее неприемлемо как для мусульман, так и для христиан. Учитывая социальную активность религиозных людей — “многомужство” в нашей стране, очевидно, пока не приемлемо. Даже термина такого нет, приходится использовать неологизм.

Фото: adviceinn.com

Между тем, многоженство не было всегда чем-то жестко табуированным для христиан. Речь идет не только о Ветхом Завете, где в Книге Бытия сказано:

«И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла (Селла)». В Ветхом Завете также есть несколько известных персонажей, которые были многожёнцами, например: Авраам, Иаков, Давид и Соломон. У Давида было, по меньшей мере, восемь жён и не меньше наложниц. Сын Давида, царь Соломон, имел 700 жён и 30 наложниц (3 книга Царств 11:3).

В периоды войн и эпидемий, когда погибало много мужчин, церковные иерархи закрывали глаза на то, что христиане берут себе по две жены. Причина очевидна — требовалось быстрое восполнение сократившейся популяции.  Убедительные аргументы духовные лидеры легко находили в Священных книгах.

Исторические свидетельства о попустительстве полигамии затем тщательно уничтожались — как только снова возникала экономическая и политическая необходимость в жесткой моногамии.

Вспомним, хотя бы буллу папы римского Иннокентия X, изданную после Тридцатилетней войны (1618—1648). Тогда обезлюдели огромные территории в Германии — и надо было как-то восстанавливать христианское население. О том была булла издана или нет ведутся споры. Но то, что полигамия была распространена в Европе в этот период — факт.

Германия в период 30-летней войны. Jacques Callot, The Hanging Lithographs/Engravings/Prints

Отметим также, что в Конституции РФ количество супругов в браке не оговаривается. При этом закреплен основополагающий принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины.

Таким образом, легализация многоженства или ужесточение моногамии в России — вопрос времени. Если в стране доля мусульман и впредь будет неуклонно расти — многоженство придется узаконить. Если нас ожидает доминирование православных традиций — нас ждет жесткая моногамия. Но в обоих случаях — произойдет консервация культуры, под запретом окажутся проявления сексуальности, большое количество произведений искусства и т.д.

Напротив, если страна пойдет европейским путем — рано или поздно произойдет легализация полигамии. Причем во всех смыслах независимо от половой принадлежности вступающих в брак.

 

Published by
Андрей Семёнов