Categories: Новости

Halloween: традиции древних кельтов, костюмированные вечеринки и почему фонари делают из тыквы

Вот уже более двух столетий с 31 октября на 1 ноября в мире широко отмечается "самый страшный" праздник - Хэллоуин или, как правильнее его называть, День всех святых. Сейчас это просто очередной повод повеселиться и устроить костюмированную вечеринку. А когда-то этот праздник нес довольно глубокий смысл.

Вот уже более двух столетий с 31 октября на 1 ноября в мире широко отмечается “самый страшный” праздник – Хэллоуин или, как правильнее его называть, День всех святых. Сейчас это просто очередной повод повеселиться и устроить костюмированную вечеринку. А когда-то этот праздник нес довольно глубокий смысл.


Все началось с древних кельтов, которые делили времена года на лето и зиму, приход которой отмечался особым способом. Кельты верили, что в ночь, когда наступает зима, открываются двери в потусторонний мир. Такую ночь они называли Самайном или Самхэйном.

Для того, чтобы потусторонние силы не причинили вреда, люди гасили в своих жилищах огонь, надевали звериные шкуры и уходили из дома, оставляя у порога угощение для привидений и духов, а сами собирались возле огромных костров.

Между этими кострами было принято проходить всем племенем, с детьми на руках, а также прыгать через костры размером поменьше. Считалось, что сила огня очищает людей и позволяет им войти в новый год с чистой душой. Часть такого священного костра принято было забирать с собой. Для этого использовали тыкву или репу с вырезанной сердцевиной, в которой несли угли.

После завоеваний кельтских территорий римлянами, традиции смешались, и Самхэйн стал праздноваться вместе с двумя римскими праздниками – Фералием, когда римляне поминали покойных, и днем Помоны, богини древесных плодов.

Распространение христианства постепенно принесло праздник в Европу. 13 мая 609 (по другим источникам — 610) года в Риме папа Бонифаций IV освятил в честь Богородицы и всех мучеников бывший языческий храм Пантеон. Этот день стал отмечаться как праздник Всех святых. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования Дня всех святых на 1 ноября. Столетием позже Папа Григорий IV сделал 1 ноября общим для всей католической церкви праздником в честь Всех святых.

Поначалу День всех святых (All Saints’ Day) в народе называли Allhallowmas (the mass of all Hallows), а ночь перед этим днем получила название All Hallows Eve, который вскоре сократили до Halloween.

Главным символом Хэллоуина является тыквенный фонарь или фонарь Джека. Считается, что Джек был жадным выпивохой-кузнецом, который хитростью заставил самого Люцифера помогать ему во всех делах. В итоге Сатана пообещал не забирать душу Джека, когда тот умрет. А после смерти кузнеца не взяли ни в ад, ни в рай, и он бродил в поисках Чистилища, освещая себе путь фонарем, вырезанным из тыквы.

Костюмированные вечеринки – своего рода отголоски кельтских переодеваний в звериные шкуры. Сегодня индустрия празднования Дня всех святых развита настолько, что костюмы для Хэллоуина начинают подбирать еще летом, а сами вечеринки напоминают яркие шоу.

Праздник отмечают во всей Европе, но больше всего он популярен в США, хоть и не является выходным днем. Древний обряд Trik or trak (“Угощай или пожалеешь”) стал любимой игрой детворы, которая наряжается в костюмы чудовищ и ходит по соседским домам, пугая взрослых, а те, чтобы задобрить “призраков”, откупаются от них сладостями. Лос-Анджелес и Нью-Йорк считаются негласными столицами Хэллоуина, именно там проходят наиболее яркие и красочные гуляния и карнавалы.

В России День всех святых стал известен не так давно, и пока что похвастаться особой популярностью не может. Хотя с каждым годом на “вечеринках ведьм и вурдалаков” число поклонников Хэллоуина увеличивается.

Русская православная церковь выступает резко против празднования Дня всех святых, объясняя тем, что это – “заигрывание с нечистой силой”, чуждо российской культуре и годится лишь для атеистов и “дурачащейся” молодежи.

Published by
Надежда Погребняк