Categories: Новости

В Туапсе обсудили перспективы поправок в Водный кодекс России

На базе Туапсинского балкерного терминала прошел круглый стол. Главной темой разговора стали современные мировые тенденции развития терминалов, возможности их реконструкции и внедрения наилучших доступных технологий, в свете принятия поправок в Водный кодекс России

В Туапсе для важного разговора собрались депутаты Государственной Думы России Наталья Костенко и Владимир Синяговский, глава Туапсинского района Виталий Мазнинов, глава города Туапсе Сергей Бондаренко, представители Ассоциации морских портов, экологи, учёные и представители общественности.

Такое внимание к данному вопросу неслучайно: в Госдуме рассматриваются поправки в Водный кодекс во втором чтении. Речь идет о снятии ограничения по размещению специализированных хранилищ минеральных удобрений в водоохранной 500-метровой зоне. Предыстория вопроса такова: после разлива реки Амур в 2012 году были повреждены склады сельхозпредприятий. Это стало основанием запретить строительство складов удобрений, а также реконструкцию этого рода сооружений вблизи водных объектов.
Запрет коснулся и специализированных хранилищ морских портов, по которым не было никаких претензий со стороны экологов. В результате с 2013 года в Росси не было введено в эксплуатацию ни одного нового специализированного порта по перевалке удобрений, что, безусловно, привело к тому, что государственная казна потеряла стабильный источник пополнения, порядка 1 миллиарда долларов в год.

За это время в Прибалтике, где нет такого рода ограничений, построили 4 новых терминала и перетянули к себе более 10 миллионов тонн российских удобрений в год и 100 миллионов долларов валютной выручки.

Сегодня идет рост производства удобрений в стране, и целый ряд российских портов в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Мурманске, Усть-Луге, Тамани планирует построить дополнительные специализированные хранилища. Однако реализацию этих проектов тормозит устаревший Водный кодекс. Собственно, эту проблему призваны решить поправки в Водный кодекс, внесенные Правительством РФ и одобренные Государственной Думой в 1 чтении.

Для получения четкого представления о степени необходимости реконструкции и модернизации технологического процесса депутаты Госдумы приняли решение ознакомиться с работой терминалов непосредственно на одном из предприятий, построенных до 2013 года.

Депутат Государственной Думы от Краснодарского края Наталья Костенко обратилась с таким вопросом к производителям удобрений и в ответ получила приглашение лично посетить Туапсинский балкерный терминал. Вместе с ней на предприятие прибыли коллеги по депкорпусу и профильные специалисты.

На Туапсинском балкерном терминале депутатам Госдумы, а также всем, кто пришел с ними в качестве экспертов и аналитиков, были продемонстрированы площади хранения и отгрузки, а также весь комплекс грузооборота терминала. После знакомства с технологическими возможностями терминала был проведен круглый стол, на котором обсуждались вопросы необходимости в модернизации процесса хранения и отгрузки удобрений, а также повышения мер эффективности экологической безопасности.

— Всегда важно оценить общую ситуацию, непосредственно побывав на месте, познакомившись с организацией процесса. Увиденное на Туапсинском балкерном терминале дает основание сделать вывод, что это – отлично организованное и высокотехнологичное предприятие, – отметила депутат Госдумы Наталья Костенко. – Ведущие морские проектные институты провели анализ мирового опыта. И сегодня в Туапсе- прошло интересное обсуждение современных мировых тенденций развития терминалов, которое поможет нам принять правильное решение по внесению поправок в Водный кодекс.

Высокий уровень технологического процесса на Туапсинском балкерном терминале отметил и депутат Государственной Думы Владимир Синяговский:

— Хранение и перевалка удобрений в Туапсе, система работы туапсинского терминала, которые нам представили, дали полную картину состояния хранилищ удобрений в стране, что, безусловно, найдет отражение и в нашей дальнейшей законотворческой деятельности. Кроме того, Туапсинский терминал стал градообразующим предприятием, которое может существенно повлиять на местную экономику, не только в плане налогоотчисления. Уверен, что руководство терминала найдет возможность поддерживать и социальную сферу, и инфраструктуру города и района.

На протяжении ряда лет руководитель туапсинской экологической организации «Чистый город» Елизавета Торговкина стоит на страже интересов туапсинцев в плане экологической безопасности.
Посещение Туапсинского балкерного терминала входит в программу ее работы по сохранению окружающей среды.

— На терминале всегда настроены на контакт, на открытое общение, и все интересующиеся экологическим аспектом работы жители города имеют возможность побывать на предприятии с экскурсией. И это вызывает у туапсинцев неизменный интерес, – сказала в итоге работы круглого стола Елизавета Торговкина. – Спасибо руководству терминала за то, что всегда прислушивается к нам и реагирует на наши вопросы.

Свою положительную оценку работы Туапсинского балкерного терминала дал и главный эколог международного экологического фонда «Чистые моря» Юрий Сабакаев. Он подчеркнул, что данный визит на производственную площадку ТБТ – хороший и наглядный пример того, когда производственный объект, применяя наилучшие технологии, может вполне успешно соседствовать с селитебной территорией.

–Сегодня мы увидели современное предприятие с достаточно высокими технологиями, – резюмировала в завершении работы круглого стола Наталья Костенко. – Определили спектр перспектив всего региона в свете дальнейшего развития терминала и модернизации. Однако нельзя сбрасывать со счетов и экологическую составляющую процесса хранения и перевалки удобрений, а также взаимоотношений с местным населением. Считаю, что во взаимодействии руководства терминала и администраций города Туапсе и Туапсинского района должна произойти перезагрузка. Терминал – это не только рабочие места, экономические вливания в бюджет, это ещё мощный потенциал поддержки социальной сферы региона.

В итоге работы круглого стола у его участников сформировалось общее мнение, что строительство и модернизация действующих современных специализированных терминалов по перевалке удобрений в морских портах России удовлетворяют потребности отечественной промышленности и наилучшим экологическим требованиям. В то же время соответствие экологическим стандартам является магистральным трендом развития портов. Таким образом, есть все основания полагать, что Государственная Дума в сентябре примет поправки в Водный кодекс, которые повлияют на динамичное развитие отрасли.

Published by
Оксана Смелая