Ловись, рыбка! Маленькая и большая, на уху и на жарешку, на радость и на удачу! Наша, родная, черноморская…
С ноября по декабрь на городской пристани, на молу, на пляжах, то есть всюду, где только можно закинуть удочку в морскую гладь – аншлаг. Чуларка идет! Кстати, прихода этой достаточно небольшой рыбешки из семейства кефалевых с нетерпением ждут не только заядлые рыбаки, но и просто любители еще одного вида этой рыбы – «чуларки жареной». А таких, ни много ни мало, все остальное население.
– Ну, что клюет? – спрашиваю рыбака с городского причала.
– Нет, – совершенно без тени всяческого неудовольствия отвечает наш рыбак. – Так ведь шторм был…
Мой собеседник в отличие от небезызвестного героя Хемингуэй не вступает в единоборство со стихией. Он – радуется ей и тому неповторимому удовольствию, которое испытывает истинный рыбак, даже к отсутствию улова наш герой относится философски и иронически, во всю силу своего природного юмора. Ибо он – журналист, многие годы проработавший в нашей газете, и писатель, автор юмористических рассказов Михаил Серопоршнев.
Рыбалкой Михаил Тимофеевич увлекается с 1972 года, но, все-таки, именует себя лишь любителем этого благороднейшего и глубокомысленного провождения досуга. И главная добыча осенней рыбалки – та самая рыбка, шаланды, полные которой приводил в Одессу Костя.
– Что такое чуларка? Самая маленькая кефаль. Есть еще остронос, гиль, лобан, пеленгас – все это по мере, так сказать, увеличения размера, – вводит в курс дела наш собеседник. – Кстати, пеленгаса завезли с Дальнего Востока, он может достигать до 7 килограммов веса. К нам, в туапсинские воды чуларка приходит, когда остывает Азовское море. Бывает, держится до апреля. Кстати, на моей памяти самым «рыбным» был 2007 год. Тогда еще выброс нефти был в море, так вот рыбаки шутили, что чулара под этим нефтяным пятном и «греется».
Как готовить чуларку? Ну, она может быть вяленая, вареная, но, конечно, самая вкусная и популярная – жареная. И сколько раз мы всей редакцией дегустировали этот самый лучший вид чуларки, когда супруга Михаила Тимофеевича Галина Александровна приносила с его уловов полное блюдо золотистой рыбешки с хрустящими плавничками!
– Еще можно чуларку тушить в томатном соусе и даже делать из нее заливное, – продолжает вкусную тему Михаил Тимофеевич. – Но лично я больше люблю ловить рыбу, чем ее есть. Так и многие грибники больше любят процесс собирания, саму «тихую охоту», чем поедание добычи.
Места массового скопления рыбаков – это что-то вроде клуба. Где все друг друга знают, где можно и помолчать вдоволь, размышляя о смысле жизни, и поговорить на общие темы. Трутся здесь же и прикормленные коты – тоже каждый со своей повадкой и историей. Например, Чубайс был настоящей грозой рыбаков – крал, зараза рыжая, рыбу! Уж его и прикармливали, и первой рыбкой потчевали – без разницы! Тоже, видно, сам процесс ему нравился. А вот Васька был деликатный. Молча и рассудительно ждал своей доли. Кошка Софья была всеобщей любимицей, потому как была не просто красавицей, но и умницей – все, что ей выпадало от рыбаков, она относила своим котятам.
– А ловят чуларку, как и всякую кефаль, – делится секретами Михаил Серопоршнев, – на морского червя (недешевое удовольствие: червь по десять рублей за штуку покупают, а привозят эту наживку из Порта Кавказа), на мотыля, на мясо голубя или воробья (вот уж, честно, на такую наживку ни разу не ловил), на селедку.
Мы еще долго сидим и говорим, меняя темы с чуларки на глосика, саргана и барабулю, камбалу и многие другие исконные наши морские деликатесы, о которых наши дети в большинстве знают только по нашим воспоминаниям.
Пугливая наша
О чуларке в интернете информация достаточно скупая. Мол, мелкая кефаль (примерно размером с ладонь) разных видов – сингиль, остронос, лобан… Обитает рыбешка эта в Крыму, у Черноморского побережья Краснодарского края, в Абхазии, кочуя в зависимости от температуры воды и времени года.
А что же значит само слово «чулара»? Лично мне, как филологу, это было интереснее всего. Как и происхождение слова «кефаль», этимологического толкования которого мне так и не удалось найти. В отличие от чулары, вернее, джуралы, слова крымско-татарского происхождения, которое восходит корнями к кыпчакскому «джулар», что значит «плачет, боится». Возможно, так рыба была прозвана за свою пугливость, из-за которой ее трудно поймать? Хотя, с таким же успехом можно было бы любую другу рыбу назвать – вряд ли найдется такая, чтоб по доброй воле на сковородку или в кастрюлю торопилась.
Так все-таки, чулара – рыба самостоятельная или недокефаль? Вот, что читаем мы в журнале «Рыболов», №2, за 2003 год: «Для рыболовов-поплавочников сарган был обычным приловом во время ловли с берега другой, более популярной черноморской рыбы, к примеру, чуларки, как в Крыму называют не подросшую до промысловых размеров кефаль».
Или вот еще мнение: «Название рыбы – кефаль – собирательное. Оно объединяет как минимум три вида. Наиболее крупный – лобан, поменьше – сингиль и самый маленький, достигающий веса одного килограмма при средней длине тела 45 см – остронос. Молодь всех перечисленных видов обычно зовут чуларка» (А. А. Клюкин, В. В. Корженевский, А. А. Щепинский, «Эчки-Даг: Путеводитель». – Симферополь: Таврия, 1990 г.).
Определение кефалевым встречаем в Википедии:
«Это небольшая группа рыб с замкнутым плавательным пузырём и без боковой линии, обитающих преимущественно в южных морях. В основном морские (прибрежные) и солоноватоводные рыбы, некоторые живут в пресных водах (Liza abu). Распространены, в частности, в Чёрном и Азовском морях. Основное промысловое значение имеет кефаль-лобан, или обыкновенная кефаль (Mugil cephalus). Кефалевые — стадные кочующие рыбы. Большие косяки их заходят в поисках пищи в лагуны, осолонённые озёра и устья рек, где производится их добыча. Кефаль успешно акклиматизирована в Каспийском море и известна там видом сингиль (Liza aurata).Максимальная длина около 90 см.»
Ждем рыбацких баек
Лобань, камбала, сарган, барабулька, катран, ставрида, сельдь черноморская…
Никого не пропустили? Конечно же, это далеко не вся наша черноморская рыба! И мы приглашаем продолжить разговор о ней всех тех, кто любит ловить и …есть большую и маленькую рыбку.
У каждого истинного туапсинца непременно найдется в запасе какая-нибудь история на рыбную тему или собственное «рыбное место». Не зря же памятник поставили мы ставридке в самом центре города! Это в наших местах «клев был что надо» у героев «Бриллиантовой руки»! Так что ждем рыбацких баек и черноморских легенд.