ТУАПСЕ
НА ПОЛОТНАХ ЛЕНТУЛОВА
НА ПОЛОТНАХ ЛЕНТУЛОВА
Мы привыкли, что из великих писал Туапсе только передвижник Александр Киселёв — его фамилия прилипла к нашему городу, скале, и даже стала стала брендом. Но позвольте, Туапсе писал основатель авангарда и кубизма в России, друг французских авангардистов — сам Аристарх Лентулов… Когда? По какому поводу?
27 фев, 2017 / Светлана Светлова
27 фев, 2017 / Светлана Светлова
– Я и сам не знал, что Лентулов писал Туапсе? – рассказывает Анатолий Пихун, краевед, историк и наш автор, мне подарили эту репродукцию. В наш книжный магазин завезли несколько штук. Разобрали сразу.
На репродукции штамп – Тюменский областной художественный музей. То есть там находится картина «Пейзаж Туапсе. 30-е годы». И мы начали искать.
Дозвониться в Тюменский музей оказалось нетрудно. Нам снова повезло! Трубку взяла Екатерина Филимонова, научный сотрудник, хранитель фонда отечественной живописи ХХ века, которая лично занималась атрибуцией этой картины.
На репродукции штамп – Тюменский областной художественный музей. То есть там находится картина «Пейзаж Туапсе. 30-е годы». И мы начали искать.
Дозвониться в Тюменский музей оказалось нетрудно. Нам снова повезло! Трубку взяла Екатерина Филимонова, научный сотрудник, хранитель фонда отечественной живописи ХХ века, которая лично занималась атрибуцией этой картины.
– Да, у нас есть эта работа Лентулова, – рассказала Екатерина Борисовна, – в музей картина поступила в 1974 году от Министерства культуры. В то время это была обычная практика: через Государственный музейный фонд в плановом порядке Министерство пополняло коллекции музеев в регионах страны.
Создан этот фонд был ещё во времена национализации, в последующее время пополнялся за счёт приобретений в Союзе художников СССР. А бывало, что коллекционеры тоже продавали кое-что фонду. Ведь вещи к коллекционерам поступали по-разному. Случалось, что какая-нибудь работа приобреталась в качестве «нагрузки» к более ценной. Были обмены и т. д.
Пейзаж. Туапсе. 1930-е.
Так называется эта работа Лентулова, которую авангардист написал на закате своей жизни. Потрясший мир разложением цвета и кубическими куполами, в стране Советов он начал писать индустриальные пейзажи и вообще успокоился. Но от этого работы мастера не стали менее бесценными.
Так называется эта работа Лентулова, которую авангардист написал на закате своей жизни. Потрясший мир разложением цвета и кубическими куполами, в стране Советов он начал писать индустриальные пейзажи и вообще успокоился. Но от этого работы мастера не стали менее бесценными.
Чтобы читатель понимал, почему такая находка вызывает неописуемый восторг, скажем два слова о художнике
По словам Абрама Эфроса – переводчика, искусствоведа и писателя, он был самым «веселым» мастером своего поколения: «В десятых годах сооружал страхальные, кубистические автопортреты такого вида и размера, что слабонервным рекомендовалось не подходить! В первомайское празднество революции размалевал насквозь весь Охотный ряд, от Тверской до Дмитровки, цветным супрематизмом, загогулинами и завитками, слепившими глаза и мутившими мозги. Умудрился в октябрьскую годовщину выкрасить деревья и газон скверов Театральной площади в неистово-фиолетовый цвет, темперой, какой пишут в театре декорации. К этому так привыкли, что ему приписывали даже то, чего он не делал. Это прилипало к нему само собой».
Сейчас заполучить работы этого мастера мечтает любой музей мира. А коллекционеры оценивают его работы на аукционах в миллионы. И вот такой художник, оказывается, писал Туапсе!
По словам Абрама Эфроса – переводчика, искусствоведа и писателя, он был самым «веселым» мастером своего поколения: «В десятых годах сооружал страхальные, кубистические автопортреты такого вида и размера, что слабонервным рекомендовалось не подходить! В первомайское празднество революции размалевал насквозь весь Охотный ряд, от Тверской до Дмитровки, цветным супрематизмом, загогулинами и завитками, слепившими глаза и мутившими мозги. Умудрился в октябрьскую годовщину выкрасить деревья и газон скверов Театральной площади в неистово-фиолетовый цвет, темперой, какой пишут в театре декорации. К этому так привыкли, что ему приписывали даже то, чего он не делал. Это прилипало к нему само собой».
Сейчас заполучить работы этого мастера мечтает любой музей мира. А коллекционеры оценивают его работы на аукционах в миллионы. И вот такой художник, оказывается, писал Туапсе!
Аристарх Лентулов. Чтение газеты. 1930-е
Аристарх Лентулов. Автопортрет с моделями
Лентулов – яркий представитель русского авангарда начала ХХ века, один из членов художественной группы «Бубновый валет». В советское время искусство авангарда было под запретом по идеологическим причинам, имена художников замалчивались. Можно предположить, что ленинградский коллекционер (владелец Туапсинского пейзажа) Борис Борисович Безобразов решил «почистить» своё собрание и избавиться от «непервоклассных» художников, продав их в музейный фонд. А оттуда они уже распределились по музеям. Пейзаж Лентулова попал в Тюмень. Теперь мы очень рады тому, что картина мастера такой величины хранится в музее.
Аристарх Лентулов. Натюрморт с сиренью. 1930-е
Аристарх Лентулов. Портрет неизвестной в голубом платье. 1916
Но как авангардист, кубист начал писать индустриальные пейзажи? Ответ на это есть в его биографии. Художник жил в стране Советов, и у него не было выбора. Чтобы творить, преподавать и даже чтобы просто жить, надо было подчиняться велению времени. А время было – индустриализации, великих свершений, мечтаний и… миллионных лагерей. Из художников формируют бригады и рассылают их по городам, где и происходит прорыв во времени. И у бывшего «бубновалетовца»-кубиста выходят из-под кисти «Крекинг нефтеперегонного завода», «Строители комбината», «Строители метро», «Кочегары Новороссийского завода», «Котельная Керченского завода»… В Туапсе в 1928 году провели трубопровод из Грозного, пошла первая нефть на экспорт. Здесь строится нефтеперерабатывающий завод, расширяется порт. Поэтому наш город и стал объектом для художественной пропаганды. Работа Лентулова «Нефтепровод Грозный. Туапсе» довольно часто упоминается в каталогах, на ней легко узнаваемые горы над НПЗ, резервуары и тот самый паровозик, который еще недавно ездил с нефтебазы на НПЗ, пересекая улицу Сочинскую. А что касается работы «Пейзаж. Туапсе», то, видимо, работая на заказ, художник не мог пройти мимо красоты наших гор и написал «для себя» пейзаж Туапсе.
Аристарх Лентулов. Лица поколения. 1920-е
Но что за странное здание в центре? Такого нет ни на одной фотографии!
– Мы делали запрос в ваш музей в свое время, чтобы понять – что же изображено на картине? – рассказала нам Екатерина Филимонова. – Как мы выяснили, такой базилики в Туапсе нет и не было. Остается загадкой, почему же художник вместе с реальным пейзажем написал этот вымышленный храм?
– Мы делали запрос в ваш музей в свое время, чтобы понять – что же изображено на картине? – рассказала нам Екатерина Филимонова. – Как мы выяснили, такой базилики в Туапсе нет и не было. Остается загадкой, почему же художник вместе с реальным пейзажем написал этот вымышленный храм?
Вместе с коллекционером и знатоком Туапсе начала века Александром Кобельниковым мы очень внимательно изучили его коллекцию почтовых карточек начала века. На одной из них – «Вид с церковной горки» угадывается пейзаж Лентулова. Даже «хвостик» здания, которое он потом превратит в восточную базилику – тот же. Пейзаж, несомненно – туапсинский. Наша акватория, наш порт в виде буквы Г (волнорезы порта-убежища так были построены в начале века). Возможно, набросав что-то в Туапсе, он заканчивал картину уже в Москве по памяти? Возможно, проявил фантазию и написал храм, которого в реальности не было, придав особый восточный колорит приморскому городку? Теперь этого уж не узнаешь.
Аристарх Лентулов. Севастополь. 1931-32
Есть и еще одна наша картина. Называется «Порт в Туапсе». В каталоге музея-усадьбы «Абрамцево» мы нашли упоминание об этой картине. Если Лентулов был в Туапсе, он не мог не написать порт. В то время порт был символом новой России, индустриализации, наравне с нефтепроводом, а может, тогда даже и больше! Но, как опять-таки сообщают искусствоведы в своих работах о Лентулове, у него много работ пропало. О них есть упоминания, даже есть фотографии с них, но самих работ не сохранилось. Мы послали запрос в музей-усадьбу «Абрамцево», чтобы узнать о судьбе картины.
Наше «открытие» картины о Туапсе произошли прямо накануне дня рождения художника!
В январе ему исполнилось 135 лет! Все музеи, в том числе и зарубежные, где хранятся его работы, готовятся отметить «лентуловский» год. И наши теперь уже добрые знакомые в Тюменском музее тоже готовят выставку «Аристарх Лентулов: диалог со временем».
С детства он был непредсказуемый, даже своенравный и всегда со своим мнением и видением. Он бросил семинарию, как только в родной Пензе открылась художественная школа. Он уходит оттуда, потому что ему не нравится преподавание – с друзьями рванул в Киев. Учится дальше в Киевском художественном училище. Там снова скандал. Он подправляет рисунок преподавателя. При поступлении в художественную академию проваливается из-за спора с педагогом. «Где вы видели у натуры синий нос?» Он отвечает: «А разве вы не видите? Тогда мне вас жаль!» В Академию он не поступил, но ведущие художники России приглашают его в мастерскую Репина. А он учится, пишет, экспериментирует. Поступает в художественную Академию во Франции, там сближается с авангардистами и импрессионистами. Работы Лентулова начала века – поистине завораживающие. Краски – яркие, безумные – распадаются по лучам света. По выражению современника, «он шел за приманками всех мод и за погремушками всех чудачеств».
В январе ему исполнилось 135 лет! Все музеи, в том числе и зарубежные, где хранятся его работы, готовятся отметить «лентуловский» год. И наши теперь уже добрые знакомые в Тюменском музее тоже готовят выставку «Аристарх Лентулов: диалог со временем».
С детства он был непредсказуемый, даже своенравный и всегда со своим мнением и видением. Он бросил семинарию, как только в родной Пензе открылась художественная школа. Он уходит оттуда, потому что ему не нравится преподавание – с друзьями рванул в Киев. Учится дальше в Киевском художественном училище. Там снова скандал. Он подправляет рисунок преподавателя. При поступлении в художественную академию проваливается из-за спора с педагогом. «Где вы видели у натуры синий нос?» Он отвечает: «А разве вы не видите? Тогда мне вас жаль!» В Академию он не поступил, но ведущие художники России приглашают его в мастерскую Репина. А он учится, пишет, экспериментирует. Поступает в художественную Академию во Франции, там сближается с авангардистами и импрессионистами. Работы Лентулова начала века – поистине завораживающие. Краски – яркие, безумные – распадаются по лучам света. По выражению современника, «он шел за приманками всех мод и за погремушками всех чудачеств».